Вероятности развития жизненного выбора - один из самых раскрученных ходов сценаристов и режиссёров. Хитросплетения возможностей, продумывание своей судьбы наперёд, прожитая жизнь взаймы и затем возвращение к истокам, которые уже известны заранее.
Все эти спекуляции на темы вечной неразберихи и неуверенности в правильности выбранного жизненного маршрута уже не раз заставляли нас задуматься над собственной судьбой. «Помни» Нолана, «Вечное сияние чистого разума» Гондри, «Фонтан» Аранофски, «2046» Кар Вая… Во всех этих фильмах была возможность выбора, осознания и переосмысления своих жизненных ошибок.
«Мистер Никто», новая и достаточно уверенная вариация на эту же тему. Жако Ван Дормель, человек номер один в кинематографе Бельгии работал над сценарием своего нового арт-хаусного проекта больше 10 лет. Он складывал пазлы, придумывал режиссёрские ходы и пытался создать цельную картину из тысячи маленьких осколков разноцветных памятных мозаик.
Чтобы мозаика складывалась ровнее, и замысел режиссёра был полностью донесён до зрителя, Дормель попросил для своего фильма достаточно крупный для Европы (а уж для Бельгии точно) бюджет 37 миллионов евро. Причём деньги метр получил без долгих споров имея на руках лишь сценарий, ещё до того момента как начался актёрский кастинг и вообще полноценная подготовительная работа над проектом.
Один герой в разных временных кривых, разные вероятности его судьбы, выбор, поворот, смерть, любовь, гнев, одиночество, грусть… все эти составляющие перемешаны в ядерно-мудром кинококтейле, с примесью физических теорий о пространстве и времени, астрономических новеллах о большом взрыве, теологических спорах о жизненной энтропии и известных мотивов более попсовых кинолент – «Эффекта Бабочки», «Ванильного Неба» и «Осторожно двери закрываются»…
Актёрские работы в фильме достаточно успешны. Джаред Лето, лидер группы «30 Seconds to Mars» вновь подтверждает свой статус ЭМОционального актёра и во всех своих воплощениях выглядит весьма убедительно (и спасибо режиссёру, ведь в этом фильме на Марс Лето наконец-то попалJ). Убедительна и Дайан Крюгер в роли главного любовного интереса героя…, хотя, говорят, что вместо неё в фильме могла участвовать и Ева Грин…
Жаль, что при всех своих неоспоримых достоинствах «Мистер Никто» был явно обделён наградами. Хотя картина и участвовала в довольно крупных кинофорумах, практически везде жюри отнеслась к ней довольно холодно. Фильм номинировался на «Золотого Льва» на прошлогоднем Венецианском фестивале, однако награду не получил и Дормель в Италии довольствовался лишь наградой «за лучший игровой биографический фильм». В Стокгольме картина также получила лишь одну награду – «за лучшую операторскую работу» Кристофа Бокарне… (причём как мне кажется, операторская работа в данной картине заслуживала не одной награды), на Санденсе фильм остался вообще без призов, а в Каталонии «Мистер Никто» неожиданно получил награду «за лучший грим»…
Однако, холодность критиков не помешала картины получить достаточно высокие оценки от зрителей. «Мистера Никто» очень высоко оценили пользователи IMDb и сейчас он занимает уже 60-е место среди лучших 250 фильмов всех времён и народов…
Микс хорошей актёрской игры, достаточно удачной сценарной канвы (пусть и временами вторичной) и прекрасной режиссёрской и, конечно же, операторской работы делают «Мистера Никто» одним из приятных деликатесов для киногурманов. Однако, когда доедаешь сие блюдо до конца, остаётся лёгкий привкус того, что всё это ты где-то уже ел…
Приятного Вам просмотра…