Ложка к обеду
В принципе, Дино де Лаурентис принадлежит к числу легендарных продюсеров, фильмы которых (и не один!) можно смело относить к числу если и не классических (хотя и таковые в его активе есть – вспомнить хотя бы «Змеиное яйцо» Ингмара Бергмана), то поворотных и уж точно незабываемых (здесь и «Серпико» Сиднея Люмета, и «Барбарелла» Роже Вадима, и «Кинг-Конг» Джона Гиллермина). Да, кстати, и с Советским Союзом он сотрудничал весьма плотно: немалая часть его трудов есть и в «Невероятных приключениях итальянцев в России», и в эпопее «Освобождение». Это все к тому, что на пороге девяностолетия продюсерское чутье ему несколько изменило: возрожденная «Гладиатором» мода на пеплумы прошла года два назад, и фильмы, подобные «Последнему легиону» могут интересовать (по меткому замечанию одного московского коллеги) разве что аудиторов, подсчитывающих убытки от «Короля Артура». Кстати, с «Королем Артуром» у «Последнего легиона» немало общего, а, в частности то, что оба фильма затрагивают тему общей судьбы Римской империи и Британии. В нюансах они, конечно, расходятся, но в главном – удивительной нелепости рассказанных историй – они просто близнецы-братья. История эта весьма проста – идеалистический римский генерал (извините, мы уж так и будем использовать этот в корне неверный термин по «гладиаторской» привычке), став начальником личной охраны малолетнего императора Ромула, становится перед выбором – или поступится идеалами и сдать по требованию готского короля, захватившего Рим, этого самого императора с прилагающимся к нему мечом Юлия Цезаря, или избрать свой, крайне нелегкий путь. Естественно, киногерои легких путей не ищут, и генерал в компании императора, загадочного его учителя, и кучки своих людей, среди которых и примкнувшая к ним наемница восточного вида, отправляется к туманным берегам Британии на поиски, последнего, (только не смеяться) – девятого (!) легиона. Естественно, многое их ожидало на этом пути, но доли они свои обрели. И еще – в результате небрежного обращения с мечом часть надписей на нем стерлась, образовав слово «Эскалибур». Можно, конечно, предположить, что авторы фильма вкладывали в него некую иронию, и у каждого была своя дуля в кармане, но иронизировать на 70 лимонов чужих денег как-то неэтично, да и в любом случае, снят фильм чудовищно старомодно – порой на просмотре кажется, что последних 40-50 лет истории кино как не бывало.