Вперед, в прошлое!
Роланд Эммерих славен своим умением снимать зрелищные и абсолютно незамысловатые в плане сюжета картины, которые также принято причислять к „фильмам-катастрофам” – „День независимости”, „Послезавтра” – не потому, что фильмы совсем уж ужасны, а в плане глобальности происходящего на экране – человечеству почти приходит секир-башка, все, что можно, взрывается и льется, но хэппи-энда, разумеется, не избежать. Вспомним и более ранние „Звездные врата”, неплохую фантастику с Куртом Расселом в главной роли. На сей раз внимание режиссера привлекла идея сделать римейк старого фильма „10 000 лет до н.э.”, что, в общем-то, вполне объяснимо: есть где разгуляться камере, масштабные панорамные кадры природы, масса компьютерной графики и спецэффектов, в деталях воссоздающих события времен давно минувших. Ну, и к египетской теме „Звездных врат”, столь полюбившейся, очевидно Эммериху – чем не повод вернуться?
В результате недрогнувшая рука режиссера не оставила в своем фильме практически ничего от оригинала (также читаем по теме: „Это было в каменном веке” – отличный сборник), в котором все было просто, наивно и прозаично: эталоны красоты в набедренных повязках бегали по скалам, потрясая кто дубинками, а кто и берущими за душу размеров прелестями, спасались от динозавриков и боролись за выживание. Здесь тоже все начинается обманчиво просто: убогое племя Я-галив, радостно и где-то даже с энтузиазмом забивающее в пещерах мамонтов и тем заполняющее свой жизненный досуг и обеспечивающее пропитание, подшаманивающая бабка-Нострдамус, всеми обиженный пещерный паренек, нашедший вечную любовь и... тут же ее потерявший: пришли злые кавказцы, увлекающиеся ницщеанством, и, ничтожно сумняшеся, угнали с собой пол-племени. „Человек есть нечто, что должно быть с яйцами”, - приговаривали они при этом. Что остается главному герою? Погоня, погоня, в горячей крови. Потрясая „списом Лонгина”, то бишь, копьем, и уже упомянутыми мужскими достоинствами, сквозь горы и пески. На этом нехитром сюжетном ходе, по сути, и строится весь фильм.
На своем нелегком пути герою предстоит отбить атаку птеродактиля и спасти саблезубого скунса, подружиться с племенами черных оглоедов, потерять в боях друзей и... найти и увидеть своими глазами постройку Египетских пирамид. Правящий представитель инопланетной цивилизации с акромегалией верхних конечностей, как отличающим признаком, посредством жрецов и вездесущих мамонтов, которые еще не собирались вымирать, жутко угнетает весть местный люд – ну чем не повод все нафиг разрушить?! И не говорите. Пирамиды летят в тартары, мамонты топчут всех подряд, резвясь напоследок, точно вольные пташки, дитя природы, наказаны нечеловеколюбивые кавказцы, кои гибнут со злобными гримасами дионисийства на словно высеченных из камня ницшеанских рожах, повержен козлорукий фаэтонянин, сладко и томно течет тушь по красивым щекам вечной пещерной любви главного героя... и вычурный хэппи-энд не замедлевает воспоследовать. Вы еще не плачете от умиления? Тогда идите в кино!
В целом, хороши задние планы, компьютерщики постарались на славу – но на шедевр фильм совсем не тянет. Слабы диалоги, откровенно натянут сюжет, шаблонны главные персонажи... Посмотреть-то можно, но заранее понизьте планку ожиданий, чтобы не выходить разочарованным. Вспомнили „Звездные врата”, налюбовались панорамами доисторического материализма, до которого плевали точно так же, как сейчас, правда, куда более экологически чистой, бактерецидной слюной – и то неплохо.
За 10 000 лет до н.э., небось, даже со всеми ихними инопланетянскими штуковинами, многое было, а поди ж ты – такие фильмы не снимали... Слава Роланду Эммериху!