Русские скелеты в австро-венгерском шкафу


Рецензія на фільм: Північне сяйво
Фільм Північне сяйво
Фестиваль «Дни венгерского кино в Украине» открыл последний (в хронологическом смысле) смысле фильм классика венгерского кино Марты Месарош «Северное сияние». Лента продемонстрировала недюжинную творческую форму Гранд Дамы венгерского кинематографа, которой на момент выхода ленты было 86 лет.
Мари (Мари Тёрёчик) тихо доживает свои годы где-то в венгерской глубинке, но однажды спокойное (внешне) течение ее жизни потревожило письмо из Москвы. Пожилая женщина впадает в кому, а к ее смертному (как они думают) ложу устремляются дочь Ольга (Илдико Тот) и внук. Одна мелочь цепляется за другую, и вот уже Ольга горит желанием заполнить пустоты, которые с ужасающей скоростью разверзаются там, где она и заподозрить не могла. Перед ней встает все больше вопросов: Кто такая Эдит? А Антон? Почему в книге актов гражданского состояния бенедиктинского монастыря, где она родилась, вырвана страница за август 1954-го года? А овтеты на эти вопросы лишь порождают все новые и новые вопросы… Молодая Мари (Францишка Тёрёчик) живет где-то неподалеку от венгерского озера Хевиз, на дворе 1953 год. Здесь она и встречает Акоша, отпрыска дворянского рода, сосланного новой властью в деревню. Молодые люди были просто обречены на любовь, и решают сбежать в Вену, где у Акоша есть родственники. Но, как гласит пословица, хрен редьки не слаще – живут эти родственники в советской части Вены… И все эти невероятные повороты судьбы не могли не закончится созерцанием заглавного северного сияния.
Повторимся, что Марта Месарош демонстрирует небывалую для своего почтенного возраста творческую форму: ее сложносочинённый сценарий (написанный в соавторстве с Золтаном Янчо и Эвой Патаки) изобилует множеством невероятных перипетий и поворотов и способен держать в напряжении от первой до последней минуты, ее режиссерское видение не замутнено годами, а авторская рука не дрожит.  Прекрасно справляется со своей задачей маститый польский оператор Петр Собочинськи, а актерский ансамбль и вовсе выше всяких похвал: Францишка Тёрёчик на все сто отыгрывает те невзгоды, которые выпали на долю ее героини, а Мари Тёрёчик убедительнейшим образом показывает, почему она считается Гранд Дамой венгерского кинематографа (в 2000-м году ей был вручен приз за вклад в кинематограф под названием «Актриса венгерской нации»). Так что можем с чистой совестью посоветовать харьковчанам и винничанам, где также пройдут «Дни венгерского кино», не пропустить этот фильм.
0
Алексей Першко 15 листопада 2018


Ім’я:
24 липня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 липня 2021
PTSD от Escape Room PTSD от Escape Room

 В очередной раз приходится писать избитую фразу: причины, по которым снят фильм (в данном случае – «Смертельный лабиринт...

13 липня 2021
Джоанна Уик Джоанна Уик

Давно ни для кого не секрет, что мы живем во времена смены канонов различных жанров кино, точнее сказать – полного их переписывания....

13 липня 2021
Воссоединение семьи Воссоединение семьи

На экраны нашей страны триумфально (в этом можно практически не сомневаться) выходит очередной фильм из обоймы тех, которые неоднократно...

07 липня 2021
Социальная дилемма для всех возрастов Социальная дилемма для всех возрастов

Когда 4 года первый фильм из анимационной франшизы «Бейби Босс» режиссера Тома МакГрата собрал в мировом прокате более...

30 червня 2021