МОРПЕХИ
Рецензія на фільм:
Морпіхотинці
Когда на улице минус 20 представить себя изнывающим от жары в сердце Иракской пустыни малость сложнованто. Чтобы полностью проникнуться чувствами героев военной фрески Сэма Мендеса "Морпехи" недостаточно одной лишь исправно работающей (на радость зрителей) системы отопления кинотеатра Баттерфляй Deluxe. Здесь нужно то самое настоящее мастерство. Благо у Мендеса и компании с мастерством все ОК, а потому и впечатления от просмотра "Морпехов" у нас соответсвующие.
Вопрос №1: "Возможно ли снять масштабную военную драму, обойдясь без заимствований из классики жанра вроде "Цельнометаллической оболочки", "Взвода", "Уловки - 22" или "Апокалипсиса сегодня"?? Не знаю. Наверно. Выберите, что понравится. Я отсмотрел чуть ли не все военные фильмы последних лет и не видел ни одного обошедшегося без той или иной цитаты. Создатель шедевра (на меньшее я не соглашусь никогда) "Красота по-американски" Сэм Мендес прекрасно понимал на каком поле ему придется "играть". Возможно он мог бы попытаться (и вполне вероятно не безуспешно) соригинальничать до конца и обойтись без подобных ссылок. Но он не стал. Именно поэтому с самой первой сцены мало-мальски насмотренный зритель завопит : "Ба, да это же клон пролога "Цельнометаллической оболочки"!". Цитаты будут и дальше, куда ж без них. Однако цитата-цитате рознь.
Теперь вопрос № 2: "Возможно ли написать рецензию на военную драму избежав сравнений со все теми же "Цельнометаллической оболочкой", "Взводом" или "Апокалипсисом сегодня"?". Наверняка можно. Но нужно ли? Я избегать не буду.
И не просто, чтобы щегольнуть насмотренностью, сравнивая красоту сцены вертолетной атаки из "Апокалипсиса" с красотой кадров из "Морпехов", в которых юные солдаты монументально смотрятся на фоне горящих нефтяных скважин. Просто у каждого из тех, кто берется что-либо цитировать, это либо получается сделать органично, либо не получается абсолютно. У Мендеса получилось. При этом все эти цитаты не воспринимаются , как клише уже потому что Мендес снял не просто фильм о совсем другой войне (а никто не спорит, что Война в Персидском заливе и была совсем другой). Мендес снял СОВСЕМ ДРУГОЙ ФИЛЬМ О ВОЙНЕ. Просто представьте себе фильм о войне где если и стреляют то, либо по картонным мишеням, либо сдуру в воздух, а врагов показывают всего мельком на пару минут за два часа. Представьте себе фильм о войне в котором главным противником героев-солдат, являются вовсе не люди, а … СКУКА и глупость начальства. Представьте себе фильм, снятый режиссером-американцем об американской же военной операции, в котором практически не чувствовалось бы пафоса.
После подобных изречений может показаться, что я вполне созрел для того, чтобы определить новое творение Мендеса, как "ШЕДЕВР". Вовсе нет. Это не шедевр. Но определенно очень профессиональное, достаточно свежее и стоящее кино, которое нужно увидеть всем, кроме тех, кто ждет чего-нибудь вроде "Черного ястреба" и "Спасения рядового Раяна". Кстати, замечательных фильмов о войне. Неизменно радующих, но абсолютно других.