Новичок в поле воин
На экраны Украины выходит фильм, который мог бы стать путеводной звездой на пути развития украинской кинематографии как индустрии – крепкая «серия Б», снятая в копродукции нескольких стран, с западными звездами средней руки, поддерживаемых суперстарами местного разлива. Называется он «Наследие лжи», снят усилиями британских, польских и украинских кинематографистов, возглавляемых голландским режиссером Адрианом Боллом.
Мартин (Скотт Эдкинс, известный в первую очередь любителям фильмов о боевых искусствах – и незря, кстати), агент МИ6, попадает в Киеве жуткую передрягу – операция по изъятию каких-то важных файлов терпит полное фиаско: гибнут как сообщники Мартина, так и противники (в которых смутно, но уверенно опознаются российские эфэсбэшники), а в живых остается только он сам. Потрясенный трагедией, Мартин вместе с малолетней дочерью пускается в бега (правда, по непонятным причинам – как следует из разговора с бывшим шефом, за ним никто не гоняется). Так проходит 12 лет, и прошлое, как и полагается по законам жанра, настигает Мартина в лице украинской журналистки Александры Степаненко, а следом – и в лице коварной эфэсбэшницы (Анна Буткевич). И судьба начинает мотать Мартина по просторам нашей планеты, но большей частью – по столь близкому украинскому зрителю Киеву.
«Наследие лжи» - в целом фильм довольно крепкий, если считать за доказательство отсутствие высоких амбиций у его авторов, которые откровенно снимали шпионский боевичок из разряда тех, которые штампуются, так сказать, «для заполнения эфира». Поначалу кажется, что единственным настоящим профессионалом на площадке был Скотт Эдкинс (он демонстрирует отменную выучку в игре в боевых сценах, которые сделаны по высшему разряду), но потом становится ясно, что профессиональны все члены группы (с учетом высказанной выше оговорки). Портит фильм лишь то, что Бол не пошел до конца по пути выполнения канонов азиатского боевика, на которые явно ориентировался: отсюда и бесконечные множественные финалы, пропагандирующие все возможные правильные мэссэджи нынешнего геополитического момента. Ну а возвращаясь к тезису о том, что «Наследие лжи» могло бы стать путеводной звездой для развития украинской киноиндустрии, то имелось ввиду следующее: пусть иностранные группы подобных фильмов едут к нам снимать – и деньги будут оставлять здесь, и наши киношники, глядишь, да и поднаберутся нужного опыта. Болгария тоже не сразу стала местом съемок последних «Неудержимых» Сталлоне.