Шаманство в 3D
В том, что Пина Бауш была одним из величайших хореографов современности, постигшим сокровенную – доисторическую, шаманскую – сущность танца, мало кто сомневается. Талант Вендерса оказался равнозначным таланту Бауш: Вим сумел проникнуть в замысел Пины и блестяще передал его на экране. Слияние двух гениев – восхитительно!
Эта дань уважения великому хореографу и другу позволила Вендерсу снять если не лучший фильм со времен «Неба над Берлином», то ленту, достойную масштаба дарования этого режиссера.
Его огромная заслуга заключается в том, что он сумел раствориться в сюжете. «Пина» состоит из обширных выдержек из спектаклей хореографа («Весна священная», «Кафе «Мюллер», Kontakthof и Vollmond) с их полетом тел, жестов, коллективных движений, музыки и ритмов, которым не может сопротивляться даже зритель, мало знакомый с современным танцем.
Действительно трудно сопротивляться этому всепоглощающему выражению тел и лиц, этому искусству, которое вобрало в себя и скульптуру, и театр, и оперу, и спорт. Вендерс избегает скачкообразного монтажа и позволяет хореографии Пины подчинять себе все. Танцевальные номера Вендерс прокладывает интервью с танцорами, в которых Бауш в первую очередь воспитывала равных себе соавторов. И эти интервью точно и трогательно дополняют портрет великой артистки.
«Пина» Вендерса – едва ли не первый фильм, в котором использование новомодной технической игрушки под названием 3D является оправданным. С одной стороны, трехмерность позволяет стереть дистанцию между танцором и зрителем и погружает последнего в самое сердце шаманически-медитативного танца Бауш, с другой, она создает эффект нереальности происходящего, что стократно усиливает эстетическое воздействие ленты Вендерса.
В конце концов, «Пина» Вендерса – тот редкий фильм, который говорит о танце, но без пуантов и балерин, и создает портрет всего творчества выдающегося автора. А этого уже немало.