Как закалялась сталь
Основная миссия фильма - конечно же, воспитательная, национально-патриотичесая с легкими примесями вариаций на тему "Юность Симбы": князь Александр дюже молод (20 лет ему в картине), но уже умеет в этой жизни ВСЕ - дерется, как юный бог, толкает речи не хуже Цицерона, видит людей насквозь без рентгеновского аппарата и обладает недюжинным искусством дипломата. Можно заколачивать в рамочку с облаткой и прибивать на стену)
Однако же, родина в опасности! С юга досаждают батыевские монголо-татары, со своей идеей-фикс ига для всех и вся, а с севера на Новгородскую Русь ополчились шведы, усердно подстрекаемые ливонским орденом и лично его магистром Шредером... то есть, Андреасом фон Вельвеном, в господне лето 1239г. самолично побывавшего в гостях у русских и Александра в качестве лазутчика и оставившего на память о себе мяч с автографом Михаэля Баллака... А, главное, внутри Новгорода, среди бояр, также зреет измена - многие готовы "лечь" под шведа, лишь бы им дали хорошие должности и посты и предоставили возможность мирно торговать. Надо сказать, мотивация и речи "изменщиков", в отличии от многого другого, представлены в фильме довольно убедительно, жизненно. В эпизодической роли "шведского перебежчика" сыграл Богдан Ступка. А "сын" его действует хитрой лисой, стремясь вернуть постаревшему отцу земли и славу.
В общем, проблем у Александра, мягко говоря, хватает. Это включая ближайшего друга и соратника, великоречивого оратора Ратмира (наверное, из "Руслана и Людмилы"), пред которым и сам Цицерон с Саруманом вместе взятые срочно бегут за ночным горшком. На протяжении всего фильма он преимущественно говорит одну и ту же фразу: "Это да!..", которая по прошествии некоторого времени начинает падать на мозг зрителя, подобно негритянской пытке с каплей воды на лоб. Хуже того, на каком-то этапе эту фразу подхватывает и сам Александр, а зритель, которому ничего не остается, как, раскачиваясь в кресле со стиснутыми висками, тоже начинать подпевать, подобно Скруджу Мак Даку: "Это да, это да, это да-да-да!.." Правда, стоит заметить, несмотря на столь глубокий словарный запас, Ратмир довольно харизматичен (и харизматично хочет жену князя, как любой настоящий друг), чего не скажешь об Александре, который говорит казеными фразами из учебника, а лицом напоминает скорее "эльфа Леголаса", нежели истинного былинного богатыря и князя. Ну, кто его знает, как оно все было в жизни...
Как бы то ни было, удачно распознав предателей и друзей (правда, кой-кому придется помереть "в борьбе за это"), отделив зерна от плевел и замирившись на время с азиатами за кружкой кумыса, Александр приходит к неизбежности мысли о хорошенькой мочули со шведами. Тут уже и Ратмир сгодится, нарушивший сразу две библейские заповеди: (1. "Не возжелай жены ближнего своего" 2. "Говори как человек!!!") и застава, вовремя врага засекшая, и военная хитрость... Пойдет Александр лично в бой, и будет шведу худо. "Ибо кто с мечом к нам придет, тот..." - а, извините, это немножко позже будет.
Батальные сцены сняты ужасно. Решили сэкономить, как и на сценарии, который, неплохо стартовав, примерно с середины фильма начинает конкретно "провисать" по отдельным линиям. Ну, чем уж богаты. Некоторые диалоги предельно шаблонны, другие, напротив, достаточно интересны. В итоге получился такой себе усредненного качества фильмец, героико-патриотический эпос из учебника для младшего и среднего возраста. Однако, посмотреть можно, картина, так сказать, не без удачных задумок и сцен, к сожалению, не доведенных до целостности и логического завершения