Масcаракш
Что точно удалось Федору Бондарчуку, экранизируя "Обитаемый остров" братьев Стругацких, так это превратить слово "масcаракш" (сиречь - мир наизнанку) в расхожее слово молодежного сленга.
Московский разгильдяй из идеального земного будущего Максим Каммерер, занимающийся пусть и романтическим, но несерьезным делом - Свободным Поиском - терпит крушение на планете Саракш, где обнаруживает по его меркам отсталую цивилизацию. Отсталую не только в плане технологическом, но и социальном - то государство, расположенное в той части Саракша, где он оказывается, является явной диктатурой Безымянных Отцов. Максим проходит через ряд испытаний, успев только в первой части побывать в рядах гвардейцев, подпольщиков и воспитуемых )они же - каторжники).
Собственно, всего этого можно было бы и не писать - каждый читавший роман Стругацких, отметит очень старательное следование сценаристов Дяченко и режиссера Бондарчука сюжетной канве первоисточника. В этом следовании можно увидеть и силу, и слабость фильма: слабость в том, что столкнувшись с глыбой опуса Стругацких и попытавшись близко к тексту перенести его на экран, авторы как минимум не справились с темпоритмом: первый час фильма весьма медленен и тяжеловесен, тогда как второй - излишне бодр и скомкан. К тому же, очевидно, что текст и фильм - разные вещи, и то что на странице книги можно объяснить двумя удачными фразами, не всегда удается на экране - особенно если режиссер не совсем уверенно чувствует себя на своей профессиональной территории. Отсюда - некоторые нестыковки в действии и мотивации героев - как, например, непосвященному зрителю будет непонятно, что толкнуло демократа Максима поступить в Боевую Гвардию - один из столпов фашиствующих Безымянных Отцов.
Сила следования фильма первоисточнику именно в этом следовании - братья Стругацкие создали один из самых мощных фантастических романов прошлого века, и этой мощи по инерции хватает и фильму.
Да и в отсутствии желания сделать из "Острова" действительно нечто беспрецедентное для постсоветского кино его создателям не откажешь. И это старание в сочетании с солидным бюджетом должны дать свои результаты, хотя назвать "Обитаемый остров" выдающимся фильмом не поворачивается язык: хотя бы потому, что при достаточной цельности созданного мира Саракша, авторы фильма явно злоупотребляют заимствованиями у Ридли, Люка, Пола, Терри, Жана-Пьера и прочих мэтров жанра.
Наверное, можно с достаточными на то основаниями предположить, что фильм создавался с применением голливудских маркетинговых технологий - всяческих таргет-групп и прочей лабуды, согласно которых аудитория фильма - молодежь в возрасте до 25 лет, что не преминуло сказаться на конечном продукте и обязательно вызовет нарекания у поклонников творчества Стругацких.
Вот такой вот массаракш!