Киношкола: Режиссеры без образования
«Я не ходил в киношколу, я ходил в кино», - однажды заявил Квентин Тарантино, которому с каждым фильмом удается закреплять за собой статус культового режиссера и сценариста. Однако в Голливуде Тарантино – не единственный самородок, который попал в индустрию не после престижной киношколы. Портал kino-teatr.ua составил список режиссеров-самоучек (названных киноведами «поколение self-taught»), которым, несмотря на отсутствие профильного образования, удалось добиться заметных успехов в своем ремесле.
КВЕНТИН ТАРАНТИНО
Тарантино не просто не получил высшего образования в сфере кино – он даже не окончил среднюю школу, бросив её в 15 лет и устроившись работать билетером в кинотеатре. К тому моменту у парня уже были твердые цели – стать актером. Потому он начинает посещать вечерние курсы актерского мастерства, подделывая своё резюме для разнообразных кастингов. В итоге, жизненный курс Тарантино несколько меняется, когда на актерских курсах он знакомится со сценаристом Крейгом Хейменном и впервые задумывается о том, чтобы отбросить актерские амбиции и попробовать себя в другом амплуа. Несколькими годами позже, работая в видеопрокате, он знакомится с Роджером Эвери, с которым в 1994 году разделит «Оскар» за сценарий к «Криминальному чтиво». Интересно, что у Тарантино ушло около семи лет на то, чтобы начать карьеру в Голливуде – он отправлял свои первые работы несчетному количеству студий, выражая желание самому заняться постановкой своих сценариев. Но неизменно получал отказ. Удачей стал сценарий «Бешенных псов», который заинтересовал актера Харви Кейтеля, что и привлекло в фильм необходимые средства.
ПОЛ ТОМАС АНДЕРСОН
При не слишком большой фильмографии Андерсон умудрился получить пять номинаций на «Оскар», «Золотого медведя» и «Серебряного льва». Режиссер не посещал киношколы, а лишь окончил краткий курс английской филологии в Нью-Йоркском университете. Однако еще с 12 лет Андерсон увлекался видеосъемкой, сняв свою первую любительскую работу на отцовскую камеру. Единственным и настоящим образованием кинематографиста стала работа на съемочной площадке – несколько лет он работал в качестве ассистента на съемках фильмов, сериалов и телепрограмм. В 22 года его вторую короткометражную работу, «Сигареты и кофе», показывают на фестивале «Сандэнс», что приносит режиссеру первое признание, а спустя еще 4 года его полнометражный дебют «Роковая восьмерка» входит в каннскую программу «Особый взгляд». И еще год спустя «Ночи в стиле буги» об актере порно-индустрии приносят Андерсону первую номинацию на «Оскар».
СПАЙК ДЖОНЗ
За всю свою кинематографическую карьеру Джонз выпустил всего три полнометражных и одиннадцать короткометражных фильмов, посвящая себя работе над клипами и рекламой, а также телевизионным шоу «Чудаки» (Jackass). Впрочем, даже эти три фильма известны киноманам – «Быть Джоном Малковичем», «Адаптация» и «Там, где живут чудовища». Карьера режиссера началась с любви к BMX и скейтбордингу. Некоторое время Джонз работал фотографом двух специализированных изданий о BMX и скейтбординге, а вскоре снял свое первое видео об этих видах спорта. После ролика Джонз начал сотрудничество с небольшими рекламными агентствами, постепенно знакомясь и с крупными. А музыкальные видео на песни Beastie Boys, снятые за копейки, позволили ему в будущем работать с Daft Punk, Fatboy slim, Puff Daddy и другими.
СТИВЕН СОДЕРБЕРГ
Еще в 15 лет Содерберг решает взяться основательно за «другое» образование и отправляется на курсы аниматоров, параллельно работая над своими первыми короткометражными фильмами. Сразу по окончанию школы будущий режиссер пытается переехать в Голливуд, но не имея там хороших связей и перспектив, возвращается на родину в Луизиану, где начинает работать в видеостудии. В 23 года Содерберг снимает документалку о концерте группы Yes, за что получает номинацию на «Грэмми». И всего три года спустя он дебютирует на Каннском кинофестивале с фильмом «Секс, ложь и видео», получая Золотую пальмовую ветвь и номинацию на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий». Кстати, получив Каннскую ветвь в 26 лет, Содерберг до сих пор остается самым молодым режиссером, удостоенным этой награды. Позже режиссер признается, что написал сценарий «Секса, лжи и видео» всего з восемь дней. За следующие восемь лет Содерберг выпускает восемь фильмов, сценарий к которым в основном пишет сам. Кстати, недавно режиссер объявил, что собирается покинуть большое кино, отойдя к сериалам и театру – он негативно воспринимает коммерциализацию кино, которая, по его мнению, не дает дороги «хорошим фильмам».
РИЧАРД ЛИНКЛЕЙТЕР
Линклейтер прославился благодаря фильмам «Перед закатом», который получил номинацию на «Оскар», «Помутнение», «Нация фастфуда» и другим. Изначально будущий режиссер мечтал стать писателем, посещая университет Хьюстона. Однако он бросает университет и отправляется на заработки на нефтяную платформу в Мексиканском заливе. За то время, что он работает там, он и приходит к выводу, что его призванием может быть режиссура. Потому, вернувшись из залива, все заработанные деньги Линклейтер тратит на кинооборудование, открывая небольшую продакшн-студию. Только в 31 год он снимает свою первую полнометражную работу, «Халявщик», попадая в конкурсную программу кинофестиваля «Сандэнс». Бюджет фильма составил всего 23 тысячи долларов, что даже для тех времен являлось смешной суммой. Однако и сегодня Линклейтер продолжает работать в независимом кино, тратя на свои фильмы не больше 10 миллионов долларов. Единственным исключением стала комедия «Школа рока», бюджет которой составил 35 миллионов долларов.