Творческий тандем продюсера Александра Роднянского и режиссера Федора Бондарчука продолжает настойчиво играть роль первопроходцев, торящих путь для постсоветского кинематографа в большой кинематографический мир. Военная драма «Сталинград», премьера которой прошла в столичном «Синема Сити», - увешана эпитетами «первая» как грудь убеленного сединами ветерана войны. «Сталинград» - первая российская лента, которая выйдет не в простом 3D, но и в формате IMAX 3D Experience; она же – едва ли не первая лента российского производства, мировой дистрибуцией которой занимается компания Sony Pictures Intertainment, занимающаяся распространением продуктами голливудских мейджоров в 159 странах мира. И вот в этой «первости» ленты скрываются как ее достоинства, так и весьма существенные недостатки.
Через пылающую от разлитой и подожженной нефти Волгу переправляются нескончаемые колонны советских войск, пытаясь предпринять контрнаступление на Сталинград в ноябре 1942 года. Но попытка срывается, и до дома, перекрывающего доступ к волжским переправам добирается лишь разведгруппа капитана Громова (и то не в полном составе). Впоследствии в этом доме собираются пятеро бойцов, которым и предстоит стать главными героями ленты и пятью отцами рассказчика, который за кадром голосом режиссера ленты дает психологические характеристики героям. В доме этом эти пятеро встречают 19-летнюю девушку, которая, устав боятся, решает остаться в своем семейном гнезде посреди бушующего вокруг ада крупнейшей битвы в мировой истории. За 2 дня в доме и окрестностях (авторы «Сталинграда» создали вымышлено-документальную площадь города, которая вобрала в себя самые культовые объекты той битвы – фонтан, театр, универмаг, дом Павлова) успеют разыграться несколько схваток и мелодраматических историй.
Не приходится сомневаться в искренности намерений режиссера и продюсера снять не традиционный фильм о войне, но историю человеческих отношений, историю о людях, которые не утеряли человечности даже в эпицентре битвы, в которой продержавшийся неделю боец уже считался ветераном. Но… Складывается такое ощущение, что стремление сделать общепонятное кино, рассчитанное на мировую зрительскую аудиторию, уже давно привыкшую к кино как аттракциону со всеми возможными техническими изысками, загнало создателей в своего рода ловушку. Отсюда и закадровый голос, дополняющий психологические характеристики героев, не доигранные исполняющими их актерами. Да и попытки подогнать каноны большого советского военного стиля, к корифеям которого Федор Бондарчук имеет самое непосредственное отношение, под преставления о вкусах современного зрителя тоже не идут на пользу «Сталиграду». Хотя нельзя отрицать наличие весьма впечатляющих батальных сцен, невероятную работу технической команды ленты и чудную музыку Анджело Бадаламенти с вокалом Анны Нетребко. В целом же не приходится сомневаться, что в мировом прокате лента свои 30 миллионов производственного бюджета вернет. Вопрос в том, пойдет ли на него отечественный зритель. Но ведь безумству храбрых всегда стоит спеть песню, не так ли?