Скованные одним стилем
Валерий Тодоровский начинал снимать новый фильм под названием «Буги на костях», а закончил известно как — теперь фильм называется «Стиляги». И если уровень конфетности кому-то и покажется излишним, то музыкальные номера с лихвой покроют этот недостаток.
Москва середины 50-х, в Парке культуры (надо полагать — им. Горького) комсомольский патруль выходит на охоту на коки и чулки идейно чуждых элементов — стиляг. Один из комсомольцев по имени Мэлс (Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин) устремляется за самой яркой и быстроногой противницей — девушкой по имени Полина, которое через Полли трансформировалось в Пользу. В результате погони он оказывается в пруду, в котором он проходит своего рода обряд крещения — из него он вылазит уже другим человеком: находит соответствующий канону стиля прикид, учится танцевать правильные вещи и едва ли не клеем ставит кок. И избавляется от последней буквы своего имени — что, собственно, и служит едва ли не единственным поводом для упреков в идеологической незрелости, ведь стиляги 50-х подразумевали под свободой всего лишь возможность ярко одеваться, чтобы оставить позади серых жлобов.
«Стиляги» у Тодоровского получились далеко неоднозначными: кто-то может упрекнуть авторов в излишнем очернении советской жизни 50-х, кто-то придет к совершенно противоположным выводам. Но, во-первых, Тодоровский снимал первый российский мюзикл в полном соответствии значению этого жанрового определения, пытаясь применить его требования к родной для него реальности и этим оправдывается все — вряд ли у кого-то повернется язык требовать реалистичности от «Вестсайдской истории» или «Ромео+Джульетты» База Лурмана. Во-вторых, не пропустите фразу, сказанную вернувшимся из Америки Фрэдом — она расставляет совершенно иные акценты. И в-третьих — как уже говорилось выше, музыкальная часть фильма оправдывает все: пусть Тодоровский с Меладзе и применили не оригинальный прием (см. «Мулен Руж» того же Лурмана), но он сработал, и песни послужили мощным формообразующим фактором. Вряд ли скоро удастся забыть хит дяди Феди Чистякова «Человек и кошка» в исполнении гениального Сергея Гармаша или же тоталитарный рэп «Скованные одной цепью», не уступающий по своей мощи «Стене» Алана Паркера и Pink Floyd. Да, и главное — не корите авторов фильма за переписанные тексты хорошо известных песен. Сделано это было из лучших побуждений, которыми в этот раз выложена дорога явно не в ад.