Четверо в автомобиле, не считая зайца
Ильф и Петров, Игорь Ильинский и соратник Курбаса «Однажды летом». Ещё одна неординарная комедия в программе Oldschool-2 Центра Довженко.
Два молодых друга-энтузиаста – Телескоп (Игорь Ильинский) и Жора (Леонид Кмит) – в сарайчике, гордо именованном «Автомобильным клубом» - буквально «из велосипеда» конструируют некий чрезвычайно комичный четырёхколесный драндулет, на котором из своей условно горной провинции отважно собираются добраться до самой Москвы. В багажник к ним тайно пристраивается наглый мальчонка, направляющийся геройствовать куда-то в Арктику, а по дороге примыкают колоритный шарлатан-дядя с экзотическим именем Сен-Вербуд (снова Ильинский!) с юной красавицей племянницей (Елена Савицкая). Вынужденно сбежав после представления в руиноподобном клубе железнодорожников Крыжополя, компания волею судеб вдруг оказывается в голове автопробега Киев-Москва…
Как и положено любому фильму цикла Oldschool-2, у этой незадавшейся кинокомедии есть интереснейшая предыстория. В начале 30-х годов минувшего столетия тридцати-с-лишним-летний Игорь Ильинский наконец-то окончательно распрощался с переживающим глубокий кризис Театром Мейерхольда и всерьёз задумывался о карьере кинорежиссёра. Он принял активное участие в переработке сценария «Однажды летом» звёздного тандема Ильф-Петров, и решил не только сыграть две из четырёх главных ролей, но и стать сорежиссёром фильма вместе с уроженцем Белой Церкви и соратником Леся Курбаса - Хананом Шмаиным. При всех заранее выигрышных, казалось бы, составляющих, проект, тем не менее, затянулся на долгие годы, и ко времени выхода на экраны к 1936-му оказался безнадёжно устаревшим. Время «пролетело мимо, блестя и сверкая лаковыми крыльями» («Золотой телёнок»), неумолимо устремившись к гигантизму всесоюзных строек и трудовому энтузиазму первых пятилеток, а «Однажды летом» безнадёжно застрял где-то в старомодно-ностальгических и почти полностью уже забытых реалиях времён НЭПа, детей лейтенанта Шмидта и мелкобуржуазного прохиндейства. Кроме того, пьеса, часто буквально повторяющая сюжетные ходы «Золотого телёнка», была написана раньше, но появилась в виде фильма позже снискавшего феноменальную популярность романа, а потому воспринималась как малопонятный и неудачный авторский самоповтор. Похожий на сарай провинциальный клуб оказался совершенно не похож на возводящиеся Дворцы культуры с белыми колоннами, невнятные песенки – на бодрые трудовые марши, почти кустарная убогость съёмки – на величественность многолюдных костюмных массовок. https://casinopinups.com/ А какие-то условно-сказочные и вяло-сентиментальные главные герои пришлись абсолютно ни к месту во времена устремлённых в прекрасное будущее комсомольцев с твёрдой челюстью и горящим взором. Фильм в своё время был подвергнут жесточайшей критике, Шмаин вернулся в кинематограф только в 1952-м («Опасный рельс»), а Ильинскому пришлось поставить жирный крест на возможной режиссёрской карьере. Сейчас же исторический контекст почти не считывается, а потому эту неоднозначную комедию можно воспринимать иначе. И временами искренне похохотать.
Текст – Се6ргей Локотко
Алексей Першко 18 марта 2019