Войти через
facebook google
 

Дневники ОМКФ-2015. День пятый


Дневники ОМКФ-2015. День пятый
Одесский кинофестиваль обладает одной важной особенностью: если в фильмах из секции «Фестиваль фестивалей» можно быть практически уверенным, поскольку они уже были оценены профессионалами, то участники международной конкурсной программы способны преподносить сюрпризы, как приятные, так и не очень. К сожалению, пятый конкурсный день принес с собой первые разочарования.
Начался день с фильма «Астрагал» Брижитт Си. Черно-белая драма является экранизацией полубиографического романа Альбертин Саразин. По сути, автор пересказывает в своем весьма успешном литературном дебюте реальные события из жизни, добавляя несколько сюжетных линий и побочных деталей. По сюжету, 19-летняя Альбертин сбегает из тюрьмы, но в дороге ломает астрагал – так иначе называют таранную кость. Ее находит мужчина, и вскоре у них завязываются романтические отношения. Со временем выясняется, что он – преступник. Из-за любви Альбертин доведется пережить самые разные жизненные перипетии.
Откровенно говоря, «Астрагал» производит очень слабое впечатление: лента вполне качественно поставлена, но событийно она весьма прозаична и малоинтересна. Фактически, это традиционная мелодрама в духе Бонни и Клайда с условно трагичным финалом. С другой стороны, удачный актерский кастинг и находка в виде черно-белого изображения позволяет сказать, что с технической точки зрения фильм реализован на достаточном уровне. Этот самый диссонанс хорошего исполнения в целом довольно тривиальной истории приводит к тому, что по-настоящему заинтересоваться картиной так и не получается, а значит, и о каких-то наградах речи быть не может.
С надеждой на положительный исход начался смотр еще одного представителя международной конкурсной программы – фильма «Атомное сердце» иранского режиссера Али Ахмадзаде. Тем не менее, эмоции остались самые неприятные.
Главный вопрос, который неизменно висел в воздухе во время сеанса: о чем, собственно, эта картина и с какой целью она снималась. По сюжету, две иранские девушки по пути с вечеринки попадают в небольшую аварию. Странного вида парень предлагает свою помощь и возмещает убытки пострадавшему. Взамен он просит немного – показать героиням Тегеран, а точнее открыть его неприглядные стороны. Тем не менее, невинная поездка быстро превращается в опасное путешествие к дверям потустороннего мира.
По сути, сам фильм не имеет четкого сюжета. По крайней мере, складывается такое ощущение, ибо главные героини говорят о чем угодно. Да, бывают и любопытные моменты вроде отношения иранского населения к оскароносному фильму «Операция «Арго», но по большей части диалоги составляют собой обычные житейские разговоры, явно не заслуживающие зрительского внимания. Ситуация осложняется с появлением в сюжете дополнительного мужского персонажа, который привносит до конца не ясные мотивы потустороннего. Видимо, режиссер таким своеобразным образом решил создать манифест Ирану, свободному от предрассудков, ведь до сих пор мировая общественность не может избавиться от стереотипных представлений об этой стране. Впрочем, цель далеко не всегда оправдывает средства, и эта лента ярчайший тому пример.
Большим удивлением стал тот факт, что в расписании фестиваля поставили подряд два фильма иранского производства, но с одним весомым отличием: если «Атомное сердце» было неизвестным творением, то последующее «Такси» уже успело завоевать главную награду Берлинского кинофестиваля, так что переживать за качество не приходилось.
Больше всего в новом фильме Джафара Панахи удивляет тот факт, что он вообще вышел. Иранский суд запретил режиссеру снимать кино, писать сценарии и давать интервью в течение двадцати лет. Тем не менее, это уже третья картина после приговора, да еще и самая успешная: «Это не фильм», снятый дома у режиссера, выехал из страны флешкой в пирожном (да-да, вам не показалось), после чего был показан в Каннах, а «Закрытый занавес», снятый на даче, получил награду за сценарий в Берлине. Теперь постановщик решился на большее и примерил на себя образ таксиста.
Мы становимся свидетелями как бы случайных встреч режиссера и пассажиров на улицах города, каждый из которых помогает по крупицам воссоздать картину современного Ирана. Сначала вор и школьная учительница дискутируют на тему смертной казни, затем доводится спасать пострадавшего в аварии, который на телефон Панахи записывает завещание, чтобы дом достался жене, ведь, по законам государства, этому без указаний мужа не бывать. По приезду в такси подсаживаются две ворчливые старушки, которые обязаны до полудня выпустить золотую рыбку из аквариума, что у них в руках, в священный источник, и так далее. Панахи даже в условиях полного противодействия не бросает дело своей жизни и все равно снимает. Умело играет жанрами, не стесняется адекватно критиковать законодательство родной страны, играючи, размышляет о чем-то великом и важном. «Такси» обладает немыслимым художественным потенциалом. Удивительный все-таки случай, когда талант и безграничная отвага находят выход из самых критических ситуаций.
Завершение пятого конкурсного дня обещало стать очень многообещающим, ведь на ОМКФ привезли «Викторию» Себастьяна Шиппера, снятую одним кадром. Поверить в то, что фильм длиною в 2 часа 20 минут можно снять без монтажа, было попросту невозможно, но все оказалось чистейшей правдой. И это был удивительный опыт.
На самом деле, подобные эксперименты – вещь крайне опасная. Один дубль серьезно ограничивает постановщика с точки зрения реализации творческих задумок, но прежде всего вынуждает довольствоваться малым количеством локаций. По сюжету, приезжая девушка на выходе из клуба знакомится с местными парнями, гуляет с ними по ночному городу, а затем решается на сомнительную помощь – вернуть старый долг товарищу, который помогал одному из парней пережить тюремный срок. Сценарий, в общем-то, вполне заурядный, но в контексте технических нюансов очень даже действенный. «Виктория» добивается фантастического эффекта присутствия вкупе с мнимым, но таким пугающим реализмом. Имея на руках текст на 12 страниц без диалогов и одну камеру, Шипперу удается создать действительно напряженный и удивительно честный фильм о юношеском максимализме на улицах ночного Берлина, где нет места счастливому финалу. Приятно все-таки осознавать, что даже в наше время некоторые кинематографисты не боятся идти на рискованные эксперименты.

Теги: омкф
Сергей Задко 16 июля 2015
Like

Имя:
16 октября 2019
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (19-25 сентября) Что в кино? Премьеры недели (19-25 сентября)

Брэд Питт и украинская фантастика.

18 сентября 2019 0 1750
Культовая классика Нового Голливуда Культовая классика Нового Голливуда

«Киевская неделя критики» объявляет программу ретроспективы

18 сентября 2019 0 1726
Второе Киноколо Второе Киноколо

Объявлены номинанты на Вторую национальную премию кинокритиков

20 сентября 2019 0 1647
Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября) Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября)

Экранизация "Щегла" и другие новинки проката.

26 сентября 2019 0 1378
Длинные встречи с Кирой Муратовой Длинные встречи с Кирой Муратовой

В Париже началась большая ретроспектива фильмов выдающегося украинского режиссера Киры Муратовой

26 сентября 2019 0 1367