Лучший кинофестиваль мира
Венеция обходит Канны
Начавшийся 29 августа в Венеции международный кинофестиваль примечателен не только тем, что он является юбилейным, 75-м, но и тем, что по мнению многих авторитетных экспертов в этом году артистическому директору Венеции Альберто Барбере удалось собрать невероятно сильную программу, которая превосходит официальную селекцию Каннского фестиваля.
Так, фестиваль открыла новая лента Дамьена Шазелля «Первый человек», которая, помимо участия в конкурсе Венеции, наверняка в этом году будет претендовать на «Оскара» в нескольких категориях. Кроме того, уже в ближайшие дни в конкурсе старейшего фестиваля мира будут показаны такие ожидаемые ленты как полу-биографическая лента знаменитого мексиканца Альфонсо Куарона «Рим», снятая в черно-белой гамме, новая лента грека Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», ремейк голливудской классики 1937 года «Звезда родилась», в котором главные роли исполнили Леди Гага и Брэдли Купер (для него эта лента является еще и режиссерским дебютом), первый англоязычный фильм выдающего французского режиссера Жака Одиара «Братья Систерс», в котором Хоакин Феникс и Джон С. Рэйлли играют знаменитых убийц.
Но Альберто Барбера не только пожинает лавры за лучшую программу среди всех самых авторитетных фестивалей мира последних лет, но и выдерживает шквал критики за то, что в конкурсе Венеции всего одна лента, снятая режиссером-женщиной – это «Соловей» австралийки Дженнифер Кент. Всего же во всех программах 75-го Венецианского кинофестиваля фильмы, снятые женщинами, составляют около 20 процентов от общего числа участников. В чем обвиняют Барберу не совсем понятно, ведь и среди поданных на участие в Венеции заявок «женских» фильмов было тоже 20 процентов.
Тем не менее, знаменитый режиссер Гильермо дель Торо, победитель прошлой Венеции с «Формой воды» и президент главного жюри нынешнего фестиваля, на пресс-конференции открытия заявил следующее: «Я думаю, что соотношение между «мужскими» и женскими» фильмами к 2020-му году должно составить 50х50. И будет еще лучше, если это случится уже в 2019-м».
Там же президент Венецианской Биеннале, в структуру которой входит кинофестиваль, Паоло Баратта заявил, что постоянно следил за тем, чтобы процесс отбора фильмов не был предвзятым, и что он «против идеи, что квоты могут решить проблемы кинофестивалей».
Автором плаката 75-го Венецианского кинофестиваля является знаменитый итальянский художник-иллюстратор Лоренцо Маттотти, который знаменит своими обложками для американского журнала The New Yorker.
От Каннского фестиваля этого года Венецианский отличается не только более высоким качеством программ, но и тем, что не отказался от сотрудничества с Netflix. В официальной селекции Венеции есть 6 фильмов, произведенных при участии этой крупнейшей мировой стриминговой платформы, среди которых «Рим» Куарона, новый вестерн братьев Коэн «Баллада о Бастере Скраггсе» и ленты Орсона Уэллса «Другая сторона ветра», которая была не завершена режиссером. Напомним, что дирекция Каннского фестиваля отказалась в этом году от сотрудничества с Netflix после того, как эта компания не смогла гарантировать релиз своих фильмов во французских кинотеатрах. Когда Гильермо дель Торо спросили на пресс-конференции, что он думает по этому поводу, он ответил, что жюри под его руководством будет оценивать фильмы исключительно исходя из того, что «существует на прямоугольнике экрана». На вопрос о том, нет ли риска, что жюри будет более благосклонно к фильму земляка президента жюри (речь в очередной раз о «Риме» Альфонсо Куарона), дель Торо сказал: «Я не диктатор жюри, а всего лишь его президент!»
Победители 75-го Венецианского международного кинофестиваля станут известны 8 сентября 2018-го года.
Алексей Першко 30 августа 2018