Смутное обаяние Одессы


 Смутное обаяние Одессы
Одесский международный кинофестиваль, стартовав всего 6 лет тому назад, уже успел превратиться в очень и очень заметное явление на кинематографической карте Украины и, как минимум, Европы. Свидетельством тому – невероятный состав почетных гостей, участников и членов жюри нынешнего одесского форума – тут вам и Майкл Найман, и Джим Шеридан, и Тьерри Фремо, в этом году единолично возглавивший крупнейший фестиваль планеты – Каннский. И при этом ОМКФ, обладая своим уникальным лицом (по крайней мере в портретной галерее отечественных киносмотров), заметно год от года трансформируется. Трансформация эта, не исключено, связана с ситуацией, похожей на каннскую (не даром же менеджмент ОМКФ явно или же неявно ориентируется именно на этот фестиваль): дело в том, что в этом году известный специалист Алик Шпилюк несколько дистанцировался от программирования фестиваля, уступив пост программного директора Антельму Видо. И, как представляется, эта перестановка несколько радикализировала программу 6-го ОМКФ и внесла в атмосферу фестиваля легкую нотку сумасшедшинки. Началось все с церемонии открытия, которая стартовала весьма неоднозначно воспринятой монтажной нарезкой цитат известных кинематографистов мира (в ней Фаина Раневская, например, запросто соседствовала с Феллини). Затем сливкам одесского общества был предложен весьма радикальный и формальный, и содержательный эксперимент в абсурдистском духе под названием «Реальность». Снял его известный диджей (извините, ник запамятовал), время от времени пробавляющийся режиссурой под именем Квентин Дюпье (видевшие его опус «Резина», также участвовавший в конкурсе ОМКФ, поймут, о чем идет речь). Фильм этот, ставший для его автора изрядным шагом вперед по сравнению с «Резиной», может порадовать самого взыскательного зрителя, но что же касается зрителя рядового, то ему он способен если не нанести травму, то, как минимум, вызвать недоумение. Усилилось ощущение  нарастающего абсурда после просмотра первого конкурсного фильма 6-го ОМКФ – датской ленты «Бридженд» Йеппе Ронде об одноименном городке в Уэльсе, прославившегося по весьма прискорбному поводу – за последние годы  73 его жителя (преимущественно – молодежь) покончили жизнь самоубийством и тенденция эта на убыль идти не собирается. Фильм атмосферичен и сыгран неплохими актерами, но все же оставляет ряд поставленных им же самим вопросов без ответов, и главный из них – как сорокалетний режиссер снял ленту, которая куда достойнее смотрелась первой работой в фильмографии двадцатилетнего дебютанта. Мелкие технические неурядицы на мастер-классе Наймана, не позволившие собравшимся увидеть заготовленный материал, так же стали легкой ноткой в общей атмосфере фестивальной чертовщинки. И эта атмосфера к концу второго дня фестиваля окончательно сгустилась благодаря первой англоязычной ленте грека Йоргоса Лантимоса «Лобстер» с Колином Фаррелом, Леа Сейду и Джоном Си Рейли в главных ролях. Сам посыл ленты абсурден – люди утратили всякую способность испытывать сильные чувства и потому не могут вести нормальную социально-семейную жизнь. Одиночек же либо помещают в специнтернат либо же обрекают на прозябание в лесной чаще. Поднимая, среди прочих, важную тему репрессивного характера человеческого общества (одиночки ничуть не лучше «женатиков», насильно принуждающих к созданию семьи), «Лобстер» в итоге оказывается слишком затянутым и надуманным.
Окажется ли наше ощущение о смене характера фестиваля верным показать может, конечно же, только время.
Алексей Першко 11 июля 2015
Like

Имя:
25 мая 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Конец эпохи Конец эпохи

Показ восьмого сезона «Родины» (Homeland) состоялся, и это значит, что сериал, который девять лет держал съемочную группу и верных зрителей...

02 мая 2020 2 854
Драмы, которые заставят вас плакать. Драмы, которые заставят вас плакать.

Есть ли у человека что-то важнее семьи? Все мы нуждаемся в самореализации или карьере, но родных людей не заменит ничто. Поэтому в...

15 мая 2020 0 448