Трясение аллегориями
Режиссер Фэн Сяоган, снимая «Землетрясение», очевидно в последнюю очередь имел целью снять первый неамериканский фильм для IMAX. Еще меньше он хотел снять фильм-катастрофу.
Жизнь простой китайской семьи в единочасье оказывается разрушенной: под обломками дома гибнет глава семейства, а мать оказывается перед жутким выбором: кому из своих близнецов оставить жизнь? Выживают в итоге оба, но решение матери на 20 с лишним лет отлучает от семьи ее дочь.
В результате землетрясения 1976 года по официальным данным погибли 240 тысяч человек, по неофициальным – более 800 тысяч. Но эта трагедия для Фэн Сяогана – лишь отправная точка, причем не только для широкомасштабной исторической саги о судьбах членов одной семьи, сколь для аллегорического изображения той части истории Китая, которая начала свой отсчет с той катастрофы. Случайное ли это совпадение, или нет, но через пару месяцев после трагедии умирает Великий Кормчий, пришедшая к власти Банда Четырех относительно недолго правит балом, и эпоха Культурной революции объявляется закрытой. Китай становится на путь, который и привел его к тому, что ныне эта страна – один из трех непререкаемых лидеров мира – как в экономической области, так и в политической. Так что за историей одной семьи проступает история возвращения после тектонических потрясений на круги своя жизни всего китайского общества. И, кстати, сам факт реализации этого проекта в IMAX вполне можно трактовать как очередную демонстрацию Китаем своего технологического могущества. Художественного мастерства и нетривиальности режиссерского мышлениями китайским кинематографистам и так не занимать. То ли еще будет!