Кевин Смит – брат Коэн
Наверное, режиссер Кевин Смит, известный своими «Клерками», наносящими ответный удар Джеем и Молчаливым Бобом и Заком и Мири, которые снимают порно, переживает кризис среднего возраста, в следствие чего у него меняется не только отношение к самому себе как к мыслящему человеческому существу, но и к миру вообще и своей стране в частности. «Красный штат» - убедительное тому доказательство.
По слухам, после показа «Красного штата» на фестивале в Санденсе возникла легкая паника, гипотетические дистрибуторы ленты разбежались кто куда, а сам Смит намеревался возродить традиции кинопередвижек и возить свой фильм по стране самостоятельно. Оно и понятно: столь честного, искреннего, нестандартного и, не будем скрывать, странноватого взгляда на США и человечество в целом не доводилось видеть уже давно. В «Красном штате» Смиту удалось совместить минимум 3 разных жанра: начинается лента как еще недавно популярная американская комедия на темы полового созревания а ля «Американский пирог» в интерпретации, близкой к «Заку и Мири», продолжился как весьма антиклерикальный триллер-хоррор и закончился как эдакое политическое резюме в духе братьев Коэнов (недаром одну из ключевых ролей в «штате» играет Джон Гудман – любимейший актер Коэнов). Можно, конечно, найти кучу придирок и к режиссерской работе Смита, и к неумению держать ритм и к множеству других профессиональных вещей, но фильм, по большому счету, - резкое авторское высказывание не в адрес Америки (просто она, как родина Смита, наиболее знакомый ему предмет высказывания), а современного мира в целом. Высказывание о том, что соотношение нормальных и ненормальных людей в мире явно не в пользу первых, а современное общество лицемерно и политкорректно лишь способствует увеличению этого перекоса. Особо стоит отметить актерскую игру: 12-минутный монолог пастора в исполнении Майкла Спаркса о вреде гомосексуализма просто завораживает, а в финальной сцене служебного расследования лишь Гудман мог столь легко и в то же время саркастично свести весь фильм к коэновским интонациям. И действительно – как еще можно, кроме как с изрядной долей сарказма, черного юмора и фатализма, можно относиться к миру, в котором все сплошная бутафория – и секс, и религия, и политика. А чтобы эти переживания не переросли в разного рода психологические комплексы, можно снимать фильмы. Такие, как «Красный штат».