"Крепость твоя не та..." (с)
...С чем более всего намудрили создатели этого более, чем сомнительного творения - так это со временем и местом действа.
Знаете, даже если кино не слишком содержательное, а типичный боевичок старого типа с "ядерными чемоданчиками", бомбами-шмомбами и прочими простыми и прямыми, как то ленинское бревно, изгибами суковатого сюжета "от мастеров жанра" - что спасает в таком разе?.. Правильно! Место события. Какой-нибудь "солнечный штат Гонолулу", загадочный Вайоминг или Арканзас, забытый богом и людьми тихий американский городок, где все еще бродят шерифы в широких лошадиных сапогах с ботфортами и уздечкой. На худой конец - индустриальный Нью-Йорк, стремительный Вашингтон, где негодяев по углам попряталось больше, чем прусаков в студенческом общежитии. Блатной и разудалый Лас-Вегас. В общем, "где-то там".
Но не Москва! Потому что водители на ее улицах не кричат, когда их останавливаешь "Слышь, чувак, это Москва!!!". Таксисты не поют (по крайней мере, не Фрэнка Синатру и иже с ним) и не отпускают без денег под настроение. Бандиты здесь сразу мочат, а не вступают в бесцельные разговоры. Не говоря уже о таких мелочах, как то, что номера машин тут не начинаются с "Ъ"... Типичным приемчикам и примочкам простого американского боевика тесно и уныло на улицах Москвы. Им здесь просто не место.
Можно, конечно, сказать, что действие пятого "Орешка" не так уж и долго задержится в Белокаменной. Оно действительно вскоре переместиться. Но куда?.. В Чернобыль, Припять!!! Более оригинального хода, на самом деле, придумать просто невозможно. Интересно, а американцы вообще знают, что это находится в другом государстве, не в России?! Как говорится, ноу коммент.
И мы неизбежно приходим ко второму фактору - времени. Нет, лет пятнадцать-двадцать тому такие фильмы, своеобразно популяризирующие постсоветское пространство, может быть, были вполне уместны. Но сколько уж воды утекло с тех пор... В 2013-м такое смотрится откровенным архаизмом. "Нехорошие олигархи", Русь-матушка, взрывы автомобилей и вертолетов, наивнейший экшин второго сорта.
Зачем было снимать подобное, как говорится, вдогонку очень классной серии "Крепкого орешка", в которой даже последняя, четвертая часть была весьма и весьма высокого уровня (не говоря о предыдущих) - остается большим вопросом. Словно тяжелый могильный камень опустился на невмирущего "Джона Маклейна"... Слабые диалоги, плохая игра второстепенных персонажей, "никакой" сценарий - просто плохое кино. Кроме ностальгии по Брюсу Виллису на другую чашу условных весов и положить-то особо нечего... Например, персонаж Юлии Снигирь при должной проработке мог бы быть интересным - но этим никто не озаботился. Режиссер Джон Мур откровенно не справился со своей работой.
С другой стороны, я бы не бросался с претензиями к самому "орешку" - Виллису, мол, зачем ты в этом "чуде" снялся. Во-первых, актер и раньше снимался в не очень удачных лентах, просто ярких и запоминающихся ролей было намного больше, во-вторых, лично к нему и его талантливой лысинке претензий как раз минимум - выглядит по-прежнему неплохо. И дай бог здоровьечка! Проблема в том, что все прочее сопутствующее в этой картине выглядит очень уж "картонным" и ненатуральным... Пережевано, неактуально, невкусно.
"Ревнителям" серии о Джоне Маклейне категорически не рекомендуется к просмотру, хотя они-то все равно наверняка посмотрят - для "коллекции", для истории. Надежда на то, что будет и шестой "Орешек", прямо скажем, невелика... Увы. Или к счастью, если оценивать с позиций картины Джона Мура...