Фільм Уявні друзі 2024

Влюбленный в Шекспира


Рецензія на фільм: Коріолан
Фільм Коріолан

Кто бы мог подумать, но Шекспир снова в моде! Сначала небезынтересный "Аноним" Эммериха, теперь вот "Кориолан", режиссерский дебют Ральфа Файнса, сыгравшего заодно главную роль. Хотя мода для Шекспира - это как носки для крон-принца; есть - хорошо, нет - все равно будет любим и жалован. Потому что крон-принц... то есть, конечно, Шекспир.

Фильмы по Шекспиру, близкие к первоисточнику (а Файнс в этом плане весьма прилежен), вообще-то, не могут быть совсем плохими: очень уж хорош, блистателен сам текст, изложение. Все равно его волшебные строки и мысли, заложенные в них, будут тянуть общий контент наверх, как слабенько не сними само действо. Что и сказать - гений, классик, такую танцующую легкость, как у Шекспира, можно встретить разве что у Пушкина, хоть жанры и разные. Поразительная содержательность и глубина, что встречается почти во всех его произведениях, даже не самых известных и пропиаренных, снова и снова заставляет преклонить колени перед этим автором. Но мы не можем стоять так бесконечно, джинсы порвутся - поэтому оценивать будем все же сам фильм и творение современных мастеров.

Сюжет "Кориолана" повествует о талантливом римском полководце Гае Марции, с какого-то бодуна обозванном в анонсе Гнеем (хотя мы знаем, что Гнеем может быть разве Помпей, но никак не Марций), который был бесстрашным и могучим воином, но, увы, далеко не столь талантлив в плане ораторского искусства и подковерных игр. Из-за чего и пострадал, что не удивительно, ведь "рубаке" тяжело в политике: продажные и коварные сенаторы не дали ему стать консулом, подговорив чернь освистать его и не дать свои голоса. Более того, главного защитника Рима изгнали из города. Разумеется, он пылает гневом и хочет мстить, для чего присоединяется, презрев все принципы, к своим давнишним неприятелям во главе со своим кровным врагом, Тулом Авидием (Джеральд Батлер). Тот принимает его, как брата, и дает войско, с которым Марций идет на Рим. И остановить его на этом пути могут только слезы матери (Ванесса Редгрейв), что умоляет о мире... Но в итоге он теряет не только славу победителя, но и саму жизнь.

Все это в картине Файнса показано на современный манер: с пушками, автоматами, перестрелками, в современных костюмах, ток-шоу и др. Честно говоря, довольно нарочитый и не вполне оправданный "ход": древний текст Шекспира временами выглядит довольно вычурно и манерно рядом с нынешними сигарами и техникой, словно гидрокостюм, одетый на колхознике в поле. Зачем? Сами мысли Шекспира по-прежнему актуальны и остры и для нашего поколения, но способ утверждения этого выбран довольно топорный. Какими-то особыми "находками" сюжет также не блещет, старательно следуя оригиналу, но зато хороша игра актеров. Ванессу Редгрейв вообще можно считать "специалистом" по Шекспиру: и в "Анониме" она сыграла (королеву), да еще и в "Письмах к Джульетте")) В роли экспансивной мамаши-сенатора она бесподобна; надо учесть, что в наше время таких людей (женщин) не бывает, это архетип из прошлого (век бесконечных войн и сражений). Но изображенный весьма живо и убедительно. Привычно хорош и Джеральд Батлер в роли главного оппонента Кориолана. Что до самого Файнса, то его герой не так далеко ушел от образа облагороженного Волана-де-Морта (все-так же грозно вращает очами и, кажется, вот-вот позовет Нагайну), что идет в войну ради войны и не знает компромиссов (сам актер признался в интервью, что кое-что взял от В.В. Путина для этой роли... любят они "демонизировать" наших), но... в принципе, тоже довольно неплохо.

Итог: для дебюта - нормально. Но не блестяще. Почему? Картинка вторична. Этот фильм можно закрывать глаза и слушать. Просто слушать. Великолепный шекспировский текст, что прочищает разум и наполняет чувствами душу. Файнс ничего не испортил, но сказать, что значительно "усилил" действо пьесы и вылепил "конфету" - тоже нельзя.

Но после его просмотра хочется вновь перечитать Шекспира, к которому явно неравнодушен Файнс (не зря же выбрал такой сюжет для дебюта), также остаются в "подкорочке" мысли и образы персонажей. Посему "пациент скорее жив, чем мертв", и заслуживает теплого зрительского приема.

ЗЫ: А я от себя, пользуясь случаем, хочу поздравить всех наших дорогих женщин с 8 марта! К Вам мы тяготеем еще больше, чем к Шекспиру, поверьте))) Будьте любимы и счастливы!

0
Ксеркс 8 березня 2012


Avatar
Ім'я:
11 травня 2024

Інші рецензії автора


Брат за брата Золото острова Ґардіан Брат за брата

Оригинальное название этой ленты "Dangerous" ("Опасный") несколько лучше отражает суть сюжета, поскольку речь в...

21 лютого 2022
Конфетный период Календар смерті Конфетный период

  Создатели этого фильма глубоко осознали мысль, что пугать в наши дни всякими "шкатулками дьявола" и прочими тайными...

31 січня 2022
В борьбе за демократию Агент 117: З Африки з любов'ю В борьбе за демократию

  Несколько неожиданное продолжение французской "антибондиады" с Жаном Дюжарденом. Комедия с легким привкусом клюквы,...

30 січня 2022
Уснет даже барсук Тиха ніч Уснет даже барсук

 Очень тонкая английская драматическая комедия о "конце света". Нешаблонное кино, способное заглянуть в душу. Прекрасный...

23 січня 2022
Тур в один конец Курорт Тур в один конец

  На удивление приятно смотрящийся фильм ужасов, как бы парадоксально это не звучало. Мягкий, вменяемый подход к сюжету, который,...

23 січня 2022