Увійти через
facebook
 

Влюбленный в Шекспира


Рецензія на фільм: Коріолан
Фільм Коріолан

Кто бы мог подумать, но Шекспир снова в моде! Сначала небезынтересный "Аноним" Эммериха, теперь вот "Кориолан", режиссерский дебют Ральфа Файнса, сыгравшего заодно главную роль. Хотя мода для Шекспира - это как носки для крон-принца; есть - хорошо, нет - все равно будет любим и жалован. Потому что крон-принц... то есть, конечно, Шекспир.

Фильмы по Шекспиру, близкие к первоисточнику (а Файнс в этом плане весьма прилежен), вообще-то, не могут быть совсем плохими: очень уж хорош, блистателен сам текст, изложение. Все равно его волшебные строки и мысли, заложенные в них, будут тянуть общий контент наверх, как слабенько не сними само действо. Что и сказать - гений, классик, такую танцующую легкость, как у Шекспира, можно встретить разве что у Пушкина, хоть жанры и разные. Поразительная содержательность и глубина, что встречается почти во всех его произведениях, даже не самых известных и пропиаренных, снова и снова заставляет преклонить колени перед этим автором. Но мы не можем стоять так бесконечно, джинсы порвутся - поэтому оценивать будем все же сам фильм и творение современных мастеров.

Сюжет "Кориолана" повествует о талантливом римском полководце Гае Марции, с какого-то бодуна обозванном в анонсе Гнеем (хотя мы знаем, что Гнеем может быть разве Помпей, но никак не Марций), который был бесстрашным и могучим воином, но, увы, далеко не столь талантлив в плане ораторского искусства и подковерных игр. Из-за чего и пострадал, что не удивительно, ведь "рубаке" тяжело в политике: продажные и коварные сенаторы не дали ему стать консулом, подговорив чернь освистать его и не дать свои голоса. Более того, главного защитника Рима изгнали из города. Разумеется, он пылает гневом и хочет мстить, для чего присоединяется, презрев все принципы, к своим давнишним неприятелям во главе со своим кровным врагом, Тулом Авидием (Джеральд Батлер). Тот принимает его, как брата, и дает войско, с которым Марций идет на Рим. И остановить его на этом пути могут только слезы матери (Ванесса Редгрейв), что умоляет о мире... Но в итоге он теряет не только славу победителя, но и саму жизнь.

Все это в картине Файнса показано на современный манер: с пушками, автоматами, перестрелками, в современных костюмах, ток-шоу и др. Честно говоря, довольно нарочитый и не вполне оправданный "ход": древний текст Шекспира временами выглядит довольно вычурно и манерно рядом с нынешними сигарами и техникой, словно гидрокостюм, одетый на колхознике в поле. Зачем? Сами мысли Шекспира по-прежнему актуальны и остры и для нашего поколения, но способ утверждения этого выбран довольно топорный. Какими-то особыми "находками" сюжет также не блещет, старательно следуя оригиналу, но зато хороша игра актеров. Ванессу Редгрейв вообще можно считать "специалистом" по Шекспиру: и в "Анониме" она сыграла (королеву), да еще и в "Письмах к Джульетте")) В роли экспансивной мамаши-сенатора она бесподобна; надо учесть, что в наше время таких людей (женщин) не бывает, это архетип из прошлого (век бесконечных войн и сражений). Но изображенный весьма живо и убедительно. Привычно хорош и Джеральд Батлер в роли главного оппонента Кориолана. Что до самого Файнса, то его герой не так далеко ушел от образа облагороженного Волана-де-Морта (все-так же грозно вращает очами и, кажется, вот-вот позовет Нагайну), что идет в войну ради войны и не знает компромиссов (сам актер признался в интервью, что кое-что взял от В.В. Путина для этой роли... любят они "демонизировать" наших), но... в принципе, тоже довольно неплохо.

Итог: для дебюта - нормально. Но не блестяще. Почему? Картинка вторична. Этот фильм можно закрывать глаза и слушать. Просто слушать. Великолепный шекспировский текст, что прочищает разум и наполняет чувствами душу. Файнс ничего не испортил, но сказать, что значительно "усилил" действо пьесы и вылепил "конфету" - тоже нельзя.

Но после его просмотра хочется вновь перечитать Шекспира, к которому явно неравнодушен Файнс (не зря же выбрал такой сюжет для дебюта), также остаются в "подкорочке" мысли и образы персонажей. Посему "пациент скорее жив, чем мертв", и заслуживает теплого зрительского приема.

ЗЫ: А я от себя, пользуясь случаем, хочу поздравить всех наших дорогих женщин с 8 марта! К Вам мы тяготеем еще больше, чем к Шекспиру, поверьте))) Будьте любимы и счастливы!

0
Ксеркс 08 березня 2012
Like

Ім’я:
19 жовтня 2019
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Бегущая к пруду Бегущая к пруду

  Даже шекспироведы не раз подмечали: в "Гамлете" Офелия является, пожалуй, одним из самых недораскрытых персонажей, ее...

05 серпня 2019
Крестовый заплыв Крестовый заплыв

  "Его прощальный поклон" от 10-го Одесского международного кинофестиваля. В небольшом заключительном обзоре поделюсь с...

25 липня 2019
Теплое дело Теплое дело

  Еще одна документальная отечественная лента, представленная в последние дни 10-го ОМКФ, без прикрас поведает нам о суровых...

25 липня 2019
Между кино и жизнью Между кино и жизнью

  Пожалуй, лучший украинский фильм на 10-м Одесском международном кинофестивале! Самый органичный и живой, вызывающий душевный...

25 липня 2019
Прыжок к счастью Прыжок к счастью

 Довольно достойная литовская лента из международной конкурсной программы, увенчавшая 9-й день 10-го Одесского международного...

25 липня 2019