Фільм Таро 2024

Шескпир нашего времени


Рецензія на фільм: Космополіс
Фільм Космополіс

Перед нами - авторский фильм Дэвида Кроненберга с Робертом Паттинсоном в главной роли и при участии ряда других знаменитостей, таких как Пол Джаматти, Матье Амальрик, Жюльетт Бинош и др. Казалось бы, стопроцентный кинохит, однако же, картина встретила на своем пути стойкую негативную реакцию со стороны массового зрителя и весьма бледную - от кинокритиков. В отечественном прокате лента мелькнула, подобно метеору, и быстренько сошла на нет. Почему же так? Причин несколько.

"Космополис" длится почти два часа, словно исповедуя известную поговорку, столь свойственную для поездок в нашем общественном транспорте и на лифте: "Тише едешь - дольше пукаешь". А поскольку картина весьма далека от заигрываний со зрителем и довольно непроста по смыслу - для многих эффект получается такой, будто не фильм посмотрел, а по тебе катком проехали... Два часа отсидел - ничего не понял, устал и все уши "отъездили". Хоть бы лучше пукнул кто для разнообразия, что ли... Разве не это думали многие из нас, выходя из кинозала?

"Космполис" начисто лишен логики и смысл отнюдь не плавает на поверхности, даже при наличии такового. Герои его - вовсе даже не живые люди, в обычном нашем понимании, а какие-то установки, дефиниции, идеи. Люди так не ведут себя, не говорят и не живут. Это способно кому угодно снести башню. Пытаясь выбраться на привычную тропу логики, зритель зачастую просто тонет в постановке Кроненберга, столкнувшись с непосильной задачей. Немой крик "Да что же это за х...ня?!" звучит эдаким гласом вопиющего в пустыне. "Космпополис" подавляет собой.

"Коспомолис" обманывает. Все его внешние образы - лишь иллюзия. Разудалый богач-циник, общество за окном, символы, странная жена и "попутчики" - все это "кривое зеркало", а не то, что существует в действительной плоскости фильма.

"Космполис" ничего не цитирует и не интерпретирует. Он сам невольно является Цитатником. Подобно Шекспиру, каждое его изречение может быть истолковано многократно или не истолковано вовсе. Бессмысленно вырывать отдельные фразы из контекста. Он наверняка лучше звучит в тексте романа Дона ДеЛилло, с которым Кроненберг весьма вольно обошелся, подвергнув его большим переделкам. Таким, каких хотелось именно ему.

"Космополис" почти издевается над нами. Кроненберг смотрит со своей высоты, и ему, по сути, наплевать на обычного зрителя, на нас с Вами. Он слишком много прожил и знает, чтобы стеснять себя рамками условностей. Ему интересно только то, что важно для него самого. И не йотой больше. Кроненберг, на самом деле, не бросает нам вызов и не стремиться нас запутать, как может показаться зрителю. Он делает только то, что считает должным.

"Космополис" предельно автобиографичен и подчеркнуто критичен для Мастера. Он оценивает свое творчество со стороны и, похоже, не склонен переоценивать плоды трудов своих. Нет, здесь нет автокатастроф, жестокость будет вполне оправдана мотивами, все нити уходят в глубину экзистенции, но все так необычно повернуто... что невольно думаешь: и какая муха его укусила?.. На самом деле, здесь проявляется то самокопание, что подчас свойственно и самым величайшим из нас. Хотите доказательств? Нет проблем: герою Паттинсона "кажется" 28 лет, а его финальному оппоненту, Джаматти, 41. 41+28 = 69. Именно столько лет самому Кроненбергу... И это только одна из вещей, которая лежит не столько "на", сколько "под" поверхностью этого "холста"... Все финальная цена "противоборства" Паттинсона - Джаматти - это диалог Мастера с самим собой. В котором звучит, например, столь любимая им тема насилия... Он спорит сам с собой, но спор кончается банальным, "неоригинальным" (с) убийством. Я бы назвал это занимательным...

"Космополис" трудно да и вряд ли возможно понять целиком. Он сшит из противоречий и нарочитых, "подкожных" эффектов, подобно упомянутой сцены, он играет над нашими образами и шаблонами, используя их, но... вместе с тем, это глубоко искренняя картина. Это настоящее кино. Не для всех и не для кого. Необычная в картина, в которой с подлинной силой звучит мысль Ницше о том, что человек есть нечто, что должно быть превзойдено. Можно соглашаться, можно спорить и опровергать с пеной у рта (и я не склонен быть на какой-либо из сторон), но несомненно одно: Кроненбергу удалось создать картину, способную заглянуть в самые темные уголки человеческого мироздания, под его изнанку.

"Космополис" ассиметричен (как та простата Паттинсона, что так полюбилась широкому зрителю) и ассоциален. Это кино, которое невозможно смотреть в кинотеатре: с ним надо быть наедине. Его трудно смотреть, его надо слушать. Как те фразы, что проносятся над бездной, исчезают в кромешной тьме, без выражения и чувства. Странное кино. И не уверен, что реально необходимое - здесь, сейчас, сегодня. Но Кроненберг в очередной раз сумел удивить. И это, пожалуй, главный итог...

0
Ксеркс 11 вересня 2012


Avatar
Ім'я:
15 травня 2024

Інші рецензії автора


Сага завершилась? Зоряні Війни: Скайвокер. Сходження Сага завершилась?

Після спірного 8-го епізоду, коли віддані шанувальники ЗВ залишились невдоволеними, навіть написавши петицію про перезйомики сергії,...

21 грудня 2019
Герої нашого часу Аутсайдери Герої нашого часу

Як часто можна побачити фільми, які надихають? Про людей, які б на своєму прикладі показували, як можна досягти вершин у своїй справі. Про...

18 листопада 2019
«Дайош» більше якісних спін-офів всесвіту Зоряних воєн! Соло: Зорянi вiйни. Iсторiя «Дайош» більше якісних спін-офів всесвіту Зоряних воєн!

Лукасфілм та Дісней продовжують розповідати історії про події між «Помстою сітхів» та «Новою надією» в межах...

26 травня 2018
Перехідний період Зоряні війни: Останні Джедаї Перехідний період

Основна проблема нових епізодів 7 і 8 у самій концепції. Перші 6 епізодів були цілісною історією, з глибоким бекграундом, яка не вимагала...

26 грудня 2017
Сатира від Лаймана Баррі Сіл: Король контрабанди Сатира від Лаймана

Кіно з Томом Крузом зазвичай страждає на створення супергеройського іміджу і вихваляння втілених ним персонажів. Попри те, що геройські...

16 жовтня 2017