"Смерть Сталина": Не такие уж они и черные
В некотором экс-царстве, в некотором СССР-государстве, жил да был Генсек-отец Сталин. И было у него несколько верных товарищей – прислужник Маленков, расстрельщик Берия, снабженец Каганович, гонец «за поребрик» Молотов и шут Хрущев. Обсудив дела государственные-важные, сколько там головушек еще слетит с добрых молодцев и молодиц, собирались они трапезничать. Хрущев хохмил шутками-прибаутками, как бы спящему молодцу палец да в воду студеную засунуть, чтобы он обмочился, а друзья-товарищи, чтобы угодить папе тоже изгалялись – предлагали шоколадку в задний карман брюк засунуть и тогда все увидят, что не только обмочился, но и обшеколадился…
А Сталин в усы себе все хохотал, да Никитку нахваливал: "Ай да веселун. Ай да потешник, может меня рассмешить". А как не стало отца всея СССР, так Никитка такой всем оскал показал, что даже сам орденоносец Жуков ему комплимент сделал: «У тебя не просто железные яйца, а золотые». И помог с «хитросракой нышпоркой» Берией разобраться – и со зговором, и с расстрелом, и с поджогом… А Маленков пока себе чуб набриалинивал, да корсеты менял, став после смерти отца народов его первым наследником, не долго в троне сидел. Никитка и на него управу нашел…
Это я вам сказку рассказала, которая сейчас во всех кинотеатрах Украины идет. Только сказка-комедия эта под названием «Смерть Сталина» - недобрая, а черная, ну, по крайнем мере, ее создатели так говорят. Если верить википедии, то черная комедия – это когда шутят над мрачными темами – смертью, насилием, болезнями, уродствами…
СИЛА В РЕАЛИСТИЧНОСТИ
Здесь все это есть. И как соратники Сталина боятся испачкать свои брюки в мочу, если присядут на ковер, где вождь в луже лежит, и, как, справляя свои нужды хвастаются, кто из них в офицера прицеливается… струей. И даже больше: авторы фильма местами смогли вывести его на уровень политического триллера – с красивыми словесно-физическими разборками за власть. И такие переходы интриговали: когда ты ожидал циничный юмор, тебе давали драму и наоборот. Более того, как такового художественного вымысла здесь немного, в том плане, что фильм строго идет по реальным событиям и датам даже в деталях.
Например, если жену Молотова, Полину, арестовали как предательницу родины, а после смерти Сталина выпустили, то в фильме все это есть без искажений, как и обсуждение трагедии, когда в авиакатастрофе разбилась целая хоккейная команда ВВС, которой покровительствовал сын Сталина - Василий. И он лично, после уговоров тренера команды, дал добро на тот роковой полет…
Видимо, потому что реализма и драмы в фильме оказалось много, а черный юмор тоже часто воспринимался как реальный юмор членов президиума ЦК КПСС, то в зале во время показа картины никто не смеялся. Улыбку вызывали лишь отдельные фразы. Например, Хрущев, находясь в московской высотке, пытается промыть унитаз, а воды все нет. На что ему Молотов советует подождать, пока наберется. И тут Никита Сергеевич выдает: «Ну и квартиры понастроили». Жители хрущевок на этом моменте точно улыбнуться. Или, например, Берия про Хрущева: «Надо же, я могу заставить говорить любого человека, а Хрущева, уже сколько лет, не могу заставить заткнуться».
СЛАБОСТЬ В ПОШЛОСТИ
Но! Когда в этот триллер-комедию врывались такие моменты… Первые лица ЦК КПСС - в исполнении знаменитейших голливудских актеров - обсуждают каких-то «смокталок», мужские органы и не гнушаются мата… Впечатления сразу же смазывались. Это смотрится как откровенная пошлятина. А ее в этом фильме очень много, от чего, лично в моем понимании, киноработа обесценивается. Зато читая отзывы некоторых зрителей наткнулась на такую мысль: «Потрясает уровень свободы западных кинематографистов, которые так высказываются на такие темы».
Как так? Как товарищи плачут-ржут над умершим Сталиным, лежащем в луже, или, расстреливая «жиробаса» Берию, или, показывая Маршала Жукова, склонным к алкоголизму (на похоронах Сталина он говорит: «Пойду представлять Красную армию в буфете») и рэмбо-замашкам (когда из-под полы плаща он достает винтовки, чтобы расстрелять Берию, а потом просит зажигалку, что поджечь его). Так в чем свобода? В сценах насилия, но его и в наших криминальных боевиках хватает. Свобода в изложении мыслей? Ну, то есть матами? Или свобода в том, что рассказали, сколько человек было репрессировано и расстреляно. Так вроде этими страшными цифрами нас шокировали уже много лет назад…
ПАРОДИЯ НА ПРОТОТИПЫ И ДЕКОМУНИЗАЦИЮ
Отдельный вопрос у меня к кастинг-директору фильма. Ни один из актеров не похож на свой реальный прототип. Берия в фильме весьма увесист и больше похож на Горбачева, а вот от щек и второго подбородка Маленкова, наоборот, не осталось и следа. Круглолицый Хрущев здесь худолицый, да и сам Сталин… Ну разве что усами похож.
На фоне повальной декоммунизации в Украине забавно смотрятся серпы и молоты на красных знаменах и еще куча других атрибутов советской эпохи в течение почти двух часов. Можно, сказать, ну и ладно, главное, что советские лидеры показаны в негативном свете, точнее даже черном, ведь это черная комедия, как того требует закон о кинематографии, чтобы получить "прокатку".
Да только, если бы я была подростком и впервые увидела этого добродушно-улыбающегося усатого дядьку, я бы подумала: а че отличный мужик и друзья у него веселенькие, и с нормальной ориентацией – вон все время о бабах говорят. А Хрущев – красавчик – это ж надо так, столько под дурачка косил, а в итоге всех сам перекосил. А Жуков – ну вообще – реальный герой для подражания, на его ж груди при каждом шаге ордена звенят, как колокола. А Васька Сталин – тоже нормальный чел, и выпить любит, и пошутить. Даже в Берии на закате лет либерализм проснулся – вон распорядился всех «списочников» выпустить, так сказать амнистию по всей стране устроить.
Да нормальные, в общем, дядьки, можно сказать… И, знаете, очеловечивает их как раз юмор, пусть и черный. Так что может зря в России запретили комедию, боясь, что «Смерть Сталина» нанесет моральный урон населению «из-за сцен насилия и очернения истории». Не такие уж они там и черные… А урон – да, нанесет, но скорее пошлостью.