Лабиринт Фавна – страшная сказка
Рецензія на фільм:
Лабіринт Фавна
Сказки в кино – это всегда интересно. Во-первых, интересно получится ли у режиссёра что-то по-настоящему сказочное, особенно после того, как сняты уже прекрасные фильмы «Лабиринт», «Бесконечная история» и «Уиллоу»… Я, конечно же, говорю о произведениях собственной молодости, когда я ещё не смотрел «Большую Рыбу» и «Эдвард Руки-Ножницы» Бартона…
Наверное, после таких ярких и самобытных произведений довольно сложно браться за что-либо подобное. Хотя, понятие сказки для каждого своё и теперь, с развитием компьютерных технологий свой сказочный мир можно нарисовать просто замечательно.
Однако для того, чтобы снимать сказку, нужно быть самому немножечко фантазёром. Для начала, хотя бы как Крис Коламбус…чтобы получилось нечто семейное и милое, и потом легко остановится на Альфонсе Куароне, чей третий Гарри Поттер был пока лучшим из всей серии и потом уже дорастать до признанного голливудского сказочника Тима Бартона…
Гильермо Дель Торо в этом деле не новичок. За его плечами весьма неплохой экшн-ужастик «Мутанты» с Миррой Сорвино, яркий «Блейд 2» и комиксовый «Хэлбой»…С натяжкой можно сказать, что нечто сказочное во всех этих проектах было. Однако, все фильмы Дель Торо отличались натурализмом и некоторой жёсткостью, которая в детских проектах явно не нужна. Поэтому, когда Дель Торо снял сказку, у меня возникло достаточно много сомнения относительно её содержания…
Фабула довольно проста. Маленькая девочка с шекспировским именем Офелия с матерью приезжает в маленький гарнизон. В гарнизоне правит балом отчим девочки и по совместительству весьма тонкий садист капитан Видаль. Он не гнушается никакими методами в борьбе с чуждой ему философией.
Отрешаясь от реалий военного времени, маленькая Офелия находит лабиринт, в котором её ждёт странная встреча - она там встречает Фавна, который убеждает её в том, что она принцесса и чтобы остаться ею, она обязана выполнить 3 сложных задания…
Что сразу же сбивает – это слишком страшные для детей герои. Странные и довольно неприятные задания и, конечно же, война, которая также показана хотя и весьма мимолетно, однако довольно жёстко. Т.е. из детской сказки «Лабиринт фавна» автоматически попадает в раздел взрослой.
Постепенно реальность и вымысел пересекаются, сплетаясь в запутанный мифологический клубок аллюзий, в которых иногда проскальзывают то мотивы Кэроловской Алисы, а то прямые и непрямые цитаты из различных фильмов, классики кинематографа. Последний эпизод в лабиринте – весьма напоминает «Сияние» Кубрика…Джек Николсон очень походил на капитана, только если не ошибаюсь, у него в руках был топор…
Дель Торо явно хотел снять нечто мифическое, лёгкое и такое тонко-авторское, чтобы перейти из раздела режиссёра блокбастеров, в режиссёра тонкого и самобытного, однако, кажется мне, что этим фильмом ему не удастся приблизиться к вершине кинематографа. Хотя и бюджет картины практически авторский – 7 миллионов евро, чего-то в нём не хватает. Не трогает…. Мало той глубокой мысли, которая бы превратила «Лабиринт Фавна» в новую мифологическую философию и слишком много страшных моментов, чтобы заинтересовать детскую аудиторию.
Однако, эксперимент заслуживает похвалы. Некоторые находки весьма удачны и потенциал Дель Торо начинает набирать обороты. Что ж, замираем в ожидании следующего фильма