Датский режиссер шведского фильма
«Девушка с татуировкой дракона» Ларс Арден Оплев попал в своего рода замкнутый круг: фильм этот вполне убедительно доказывает, что его постановщик (от термина «автор» в данном контексте воздержимся – у него другая смысловая нагрузка) явно брал пример с уже ставшего каноном фильмов о маньяках - финчеровских «Семи». И, как широко известно, по определенной иронии судьбы именно Финчер будет переснимать эту самую «Девушку с татуировкой дракона» на американский лад. Хочется верить, что у мэтра жанра результат будет более убедительным, чем у его ученика.
Однажды шведский журналист Стиг Ларссон решил написать серию романов о своем вымышленном собрате Микаэле Блумквисте и его необычной помощнице – хакреше-готе с непростой судьбой Лисбет Саландер, которые кажутся просто списанными с героев Астрид Линдрен (Микаэль – повзрослевший Калле Блумквист, а Лисбет – выросшая Пеппи Длинныйчулок). Успел он написать 3 книги, ставшие гиперуспешной трилогией «Миллениум», а затем умер от инфаркта. Романы у Ларссона получились несколько неуклюжие и раздутые, изобилующие порой совершенно необязательными сценами и эпизодами. После просмотра «Девушки с татуировкой дракона» становится очевидным, что в этом – среди прочего – и заключался секрет их некоторого обаяния. Ибо Оплев раскатывает роман в идеально гладкую поверхность пленки, не позволяя себе практически никаких отступлений от сюжета романа (в той степени, в которой это возможно при экранизации тысячестраничной книги).
Роман Ларссона и, как следствие, фильм Оплева интересен еще одним: периодическими выплесками бессознательного – толи сугубо ларссоновского, толи – национального: практически в каждом богаче скрывается фашист, а если этот богач еще и мужеска полу – то извращенец. И в этой ситуации пожалуй уже и стоит утруждать себя запоминанием того, кто является главным мерзавцем: очевидно, что им всегда окажется некто в брюках и при деньгах.
Очевидно, что одной из главных дискуссий, которая развернется вокруг оплевской экранизации станет спор об удачности подбора актеров на главную роль: одним Микаэль Нюквист покажется излишне мягким, а Нуми Рапас – излишне фактурной. Но, по нашему скромному мнению, у Рапас лицо вполне психически здоровой девушки, что никакие готские челки скрыть не в состоянии.
Дождемся Финчера!