Режиссеры Крис Батлер и Сэм Фелл (первуй выступил еще и в роли сценариста) сумели создать ленту одновременно и прозрачную по своему посылу, и наполненную целым ворохом аллюзий и цитат. При этом погружена она в мир страшилок, зомби, ведам и фильмов для тинейджеров. Что, собственно, и делает «Паранормана» фильмом не для детей, а скорее для их родителей.
В захолустном американском городке готического вида, словно выдернутом из романов Стивена Кинга и лучших образцов фильмов про зомби (блистательная работа художника-постановщика Нельсона Лоури), живет мальчик Норман, который, как и его предшественник из «Шестого чувства» Найта М. Шьямалана, может видеть умерших и беседовать с ними. Это свойство причиняет Норману множество неудобств, что к тому усугубляется тем, что над городком, который отечественные переводчики окрестили Веселой Дырой, нависает трехсотлетнее проклятие ведьмы, казненной в этих местах. И только Норман способен избавить всех от этого проклятия, вот только подсказанный его дядей Прендергастом метод оказывается лишь полумерой. Так что остальное Норману придется додумывать самому. Но фильм, собственно, не об этом, а том, что к каждому человеку, каким бы странным и непохожим на других он ни был, необходимо относиться бережно и с уважением, ибо первейшая ценность – это каждая человеческая личность (да и кто знает, в каких обстоятельствах ее чудачества когут сгодиться;-). Резюмируя, можно сказать, что «Паранорман» - прямой продолжатель замечательной англо-саксонской традиции детской литературы, тянущейся от Льюиса Кэрролла и продолжающейся и поныне в лице, например, Нила Геймана, по книге котрого и был снят первуй фильм студии «Лайка» «Коралина в стране кошмаров». Заметим также необыкновенное майстерство, с которым упомянутая студия продолжает традиции покадровой, перекладной и кукольной анимации, на нынешнем модном новоязе именуемой stop motion. А если добавить сюда еще и оригинальную музыку Йона Брайона, то получим прекрасный образец того, как можно развлекая поучать – ненавязчиво, со вкусом и к полнейшему удовольствию поучаемого. Главное, чтобы обучаемый все же дал себе труд чуточку задуматься над тем, о чем ему говорят авторы «Паранормана», помимо уже сказанного, жестко высмеивающие толпу, которая подвергает террору любого, кто хоть сколько-нибудь из нее выламывается. И хочется верить, что думающих людей все-таки еще немало – невзирая даже на перманентную бомбардировку умов всяческими «моими пацанами».