27-летняя грузинка Ана Урушадзе (дочь Зазы Урушадзе) предлагает вниманию украинского зрителя фильм «Страшная мать», который, объехав уже с десяток авторитетных фестивалей (начиная с мировой премьеры в Локарно в сентябре прошлого года), может стать одним из главных претендентов на «Скифского оленя» 47-й «Молодости». И претензии эти весьма обоснованы.
50-летняя Манана (Нато Мурванидзе) жила жизнью примерной домохозяйки в тбилисской семье из среднего класса. Жила до тех пор, пока (возможно - под влиянием кризиса среднего возраста) не решила вернутся к занятию, к которому тяготела с самого детства – писательству. Поначалу многочисленная семья во главе с супругом Анри (Димитри Татишвили) отнеслась к этой ее придури (как им казалось) с относительным пониманием: они готовы были терпеть отсутствие привычных тортиков, неряшливый вид Мананы и исписанную шариковой ручкой руку, служившей автору своего рода черновиком для записи жизненных наблюдений. Но вот когда оказалось, что Манана – писатель посредственный (а то и вовсе не писатель ввиду отсутствия воображения), создающий не фикцию, а слегка обработанный дневник – жизнь всей семьи и, в первую очередь, самой Мананы меняется самым кардинальным образом. Она оказывается в задней комнатке канцелярского магазина, созданной специально для нее его хозяином Нукри (Рамаз Иоселиани). Нукри – единственный во всем мире человек, считающий произведение Мананы настоящим шедевром и пытающийся всеми силами опубликовать его. Однажды Манана решает последовать за Нукри и с головой погружается с фиксирование событий, а затем – и в их конструирование…
У «Страшной матери» масса позитивных сторон: здесь можно увидеть и едкие социальные комментарии автора, и хорошо сбалансированное соотношение легкой абсурдности и горькой иронии. Актерский состав практически безупречен (особо выделим исполнительницу главной роли), а Тбилиси, мастерски снятый Константином-Миндиа Эсадзе, становится не просто фоном, но еще одним действующим лицом фильма. Конечно, скажет заядлый киноман, тема фильма не нова, но Ана Урушадзе сумела (пусть и небезупречно) посмотреть на нее со своей собственной точки зрения. Чем громко заявила о себе как о режиссере, за творчеством которого безусловно необходимо следить.