Не смешите меня
Марвел преподнесли историю Тора как миф о падении богов и отречении от отцовского наследия. Его сольные фильмы в киновселенной служат этому удачной аллегорией, где третья, финальная часть - огромный концентрат вышеперечисленного. С единственной разницей - в этот раз по-настоящему смешно.
Все началось с камео Мэтта Деймона. Его появление в труппе придворного театра Асгарда в образе Локи положило начало драме абсурда, превратившей “Тор: Рагнарёк” в очень смешной фарс. Это не сулит фильму размах космической оперы в духе Звездных войн или, на худой конец, “Стражей галактики”. Зато в нем есть кое-что получше.
Новый фильм о боге грома под чутким руководством новозеландца Тайки Вайтити высмеивает сам себя: в первой части Тор был низвергнут отцом на Землю, в третьей - стал просто очень приземленным. Его новоиспеченная сестра Хела - богиня смерти - отобрала его молот, он оказался на заброшенной космической планете-свалке Сакааре и теперь должен драться как гладиатор на импровизированной арене.
Это первый проект новозеландца Тайки Вайтити с бюджетом в 30 раз больше, чем все фильмы, созданные им до этого, но его почерк и самоирония в отношение режиссуры не изменились. Постоянный гость на Санденсе, он не стал отказываться от юмора, сделавшего его предыдущие фильмы “Что мы делаем в тени” и “Охота на дикарей” хитами. “Тор: Рагнарок ” подкупает зрителя отношением к собственным масштабам: тут эпические сцены сражений Великого Бога Грома сменяются эпизодом, где Стэн Ли совсем неуважительно обрезает его роскошные волосы. От изначального сценария Эрика Пирсона режиссер попытался отойти, позволяя актерам на площадке импровизировать: и политкорректный рабовладелец Грандмастер (Джефф Голдблюм) выглядит куда естественней, чем Натали Портман в роли Джейн Фостер, возлюбленной (ли?) Тора.
Вайтити решил, что фильмы о боге грома (не самые успешные по рейтингам и кассовым сборам) давно пора переосмыслить. Персонаж, с которым ему пришлось работать - Тор - откровенно скучный и всегда был объектом насмешек других Мстителей. Постановщику оставалось только одно: показать, за что мы полюбили громовержца с самого начала. Его версия персонажа, как и всего фильма, стала очень сильно напоминать формат комикса: динамичного, местами нелепого и крайне гиперболизированного.
Начать хотя бы с того, какими стремительными темпами разворачивается экспозиция благодаря монтажу Джоеля Негрона и Зене Бейкера. Или, насколько эпично выглядят кадры сражений Тессы Томпсон в образе воительницы Валькирии, нарисованные художниками Дэном Хенна и Ра Винсентом. И, конечно, невозможно не впасть в восторг от каноничных костюмов Тора и Хелы от костюмера Майес Рубео, работающей раньше над “Апокалипсисом” и “Аватаром”.
В скандинавской мифологии “Рагнарок” - это неизбежный конец света, который должен уничтожить Асгард. По прекрасной аналогии фильм с тем же названием о том, как мы избавляемся от искусственно взращённого пиетета по отношению к супергероям. Эта потеря настолько долгожданна, что очевидная самоирония авторов звучит еще смешнее.