Тимур и его таланты
Ощущения по просмотру этой картины можно по праву охарактеризовать названием совсем другого фильма: "Смешанные чувства". Действительно, понаворотили, смешали в кучу... Что ж, постараемся отделить, так сказать, зерна от плевел.
Во-первых, Тимур Бекмамбетов. Режиссер "Дозоров" и "Иронии Судьбы-2", фильмов также неоднозначных, но, в принципе, неплохих... Что ищет он в краю далеком (Голливуде), что не нашел в краю родном?.. Конечно же, всемирного почета и признания, славы Спилберга и братьев Вачовски, чего же еще. И его можно понять, это благая цель. Пока лавры не покорились, но прогресс есть, во всяком случае, американский "глядач" воспринял новую картину режиссера более позитивно, она не провалилась в их прокате, подобно второму "Дозору". Что уже кое о чем говорит, хотя, разумеется отнюдь не о супер-пупер качестве фильма, нам, чай, с родины, тоже что-то видать и слыхать... Пущай и в переводе.
Во-вторых, осталось полное ощущение того, что товарищ Бекмамбетов словно задался целью переснять "Человека-паука" Сэма Рэйми. Посудите сами: главный герой, Джеймс МакЭвой, если присмотреться, жутко смахивает на Тоби Магвайра. С ним тоже все начинается с "лоховства" героя, но затем "полный неудачник" вроде как вытягивает "счастливый билет" в новую жизнь, где он обретает силу. Хотя, конечно, насчет "счастливости" - это как посмотреть. Нет, попасть в "избранные" таинственного ткацко-киллерского "Братства" (сценаристы явно прошлись завуалированным намеком по "братству" масонов, которые также существует с давних времен, только они называли себя не ткачами, а "вольными каменщиками") - это, конечно, круто, не спорю. Однако, чтоб вас так при этом мотузили, резали и колотили, а прежде всего - душевно били морду, как герою МакЭвоя - увольте от такого "счастия". Но МакЭвой ничего - привыкся, обтерпелся, чай, рожа не своя, казеная. Актерская, как ни крути. Особенно, даже в раж вошел, когда узнал, что все эти мордобои лечатся одним - русской водкой. А лечит кто - Хабенский (ну не может без него Бекмамбетов, не мо-жет!). Профессионально, по шкальчику. И раны того... уже не играют в жизни такой заметной роли))) Так мальчик-"магвайрчик" и прошел нелегкий путь от мазохиста и "ванного алкоголика" до закаленного мордой киллера, пускающего пули по немыслимым математическим траекториям... Как завещала нам Партия, как учит великое движение Братства, каждый в котором не только умеет по памяти декларировать Энгельса и мочить врагов пролетариата по всем законам военного времени - но и вязать макроме.
На внутреннем родстве судеб главного героя аналогии с "Паучком" не заканчиваются. Там тоже будет крушение поезда, бешеные спецэффекты в схватках, ну и... конечно, Анджелина Джоли - это Вам не Кирстен Данст))) это намного... намного... э... киногеничнее, во. Впрочем, об этом поподробнее некстым пунктом, а пока что можно резюмировать следующее: Сэма Рэйми из Бекмамбетова не вышло, не знаю, как насчет управдома, но что-то ему думать нужно. Хотя бы иногда. По спецэффектам он где-то даже перещеголял маэстро. Только вот играет Макгвайр получше МакЭвоя. А, кроме того, в целом, что касается живой истории - дело совсем пахнет керосином. "Лоховской период" главного героя - ну совсем не убедителен, совсем киношный. Дальше дело чуток идет на лад - но все равно излишеством мысли и глубины, скажем прямо, сюжет не страдает. Все герои, за редкими и ценными исключениями, немного плоские и нежизненные. У Сэма Рэйми в этом плане, помнится, дела обстояли намного лучше... Не везде блещет юмор, хотя есть отдельные моменты. И так далее. Общая претензия - много "шику-блеску", мало реального содержания. Ну, ничего, дорогу осилит идущий.
Во-вторых, заслуженнная артистка Украины (рекомендации лучших пчеловодов) Анджелина Бджоли. Это, конечно, да. Это сильно! Фильм стоило бы назвать "Особо опасна!". Если кто и тянет эту картину наверх, то совсем не Макэвой, при всем том, что сыграл старательно, правда, как-то чересчур по-школярски - а как раз она, Джоли. Похудевшая и, как обычно, невероятно притягательная (она не блистает особой красотой, говоря по чести, но огромный шарм и сверхчеловеческая женственность - ой-ей-ей...), она бросает на главного героя и в кадр такие улыбки, что зрителю сразу хочется оказаться где-то там, в гуще событий, и поближе, поближе к этим... г-глазам и г-губищам))) Она лихо прыгает по поездам, становится на линии выстрела, учит хронически избиваемого МакЭвоя всем премудростям киллерского дела. И он, вместо того, чтобы глупо шерится кровавой рожей на "братков", роняя на пол остатки зубов - "Ш-шпашибо што покажали новую жжижнь" - смотрит на Джоли и, превозмогая жубы и прочие мелочи, становится настоящим воином. Мужиком. Как мы его понимаем!)) А ведь Джоли еще выходит в кадр голой поясницей из бассейна и передает воздух изо рта в рот умирающему, но думающему о том, как же ему все-таки повезло, Хабенскому...)) Одним словом, благодаря Джоли, фильм не только не буксует окончательно, но и заставляет временами задуматься о... некоторых местах из Августина Блаженного))
В-третьих, несколько неожиданный поворот сюжета вокруг персоны Томаса Кретчмана и истинных целей "братков" тоже позволяет удачно оттенить в сторону некоторые неудачные стороны картины. Хотя, даже при большом желании, замысловатости в фильме в не найдете. Ну убил всех, включая крыс, которых жалко больше всех. Ну определился с батяней со второй попытки. Ну прояснил, что лучше быть "сильным и здоровым", чем хилым "невдахою", с которого стебутся даже девушка и лучший друг, причем, что характерно, делают это вместе и привычным способом. Дальше что?.. Ничего. Ровным счетом ничего не оставляет конец картины (как и не пронимает ее начало), кроме того, что мы видели кучу стрельбы, Анджелину Джоли, и это было круто. Думать не о чем - дубль пусто. Не захотел отягощать изнеженных американцев?.. Бог его знает. Но это не плюс.
А так - в меру смотрибельная картина, если не подходить с завышенной планкой требований.
ЗЫ: Отметим качественное музыкальное сопровождение Дэнни Эльфмана - знаменитого по саундреку к "Байкам из склепа".