Жалко Гоголя
"Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему! "
В.В.Путин
На удивление слабый фильм. Хорошо, скажу деликатно - средний. Несомненных достоинств два - экранизация классики и игра Богдана Ступки. Однако же, назовите хоть один фильм, где бы Ступка играл плохо?.. Но вытянуть на одном себе такую картину - это не под силу даже Ступке (увы, уже покойному...). Его игра лишь позволяет отнестись к фильму с большей терпимостью. Третьим достоинством обычно принято называть присутствие в фильме очаровательной Магды Мельцаж, сужу по многочисленным откликам в прессе (есть такое древнерусское выражение, "писают кипятком"), но... лично меня как-то не проняло, извините.
Недостатков же оочень много... Начиная со стартовой речи Тараса под проливным дождем, от которой начинаешь зевать уже через пару секунд, а продлится она две минуты. На войне-то оно обычно, как там говориться, "меньше слов, больше дела". Но это как раз мелочи. "Цветочки" последуют дальше, на протяжении всей картины. Удручающее отсутствие реализма в сценах. Крайне невнятно снятые батальные эпизоды. "Голливудщина" на самый дурной манер в пропагандистских приемах картины. Уж на что мы склонны хулить и посмеиваться над "ихними", когда перед "экранной смертью" герой вдруг начинает произносить пафосные речи и разливаться соловьем. В "Тарасе Бульбе", простите, это доведено до сущего абсурда. Когда "за землю русскую" произносится в седьмой или восьмой раз, после чего персонаж делает "брык" на землю, честно говоря, хочется закончить просмотр. Не потому, что я против "русского", упаси боже. Исторически так сложилось, что в те годы действительно земли назывались русскими, биться головой об стенку по этому поводу способны лишь достаточно недалекие люди с пунктиком по "нацвопросу". Но! Ущербность и откровенная глупость происходящего на экране шибает при этом не по-детски... Понятно, что хочется снять "патр-рриотическое" кино, но ведь нельзя делать это столь топорно. Элегантность "железного дровосека" проявляется у то ли режиссера, то ли сценариста и в ряде последующих (а также предыдущих) сцен.
А главное ведь самое - что?.. Не цепляет. В отличии от гоголевского первоисточника. Только герой Ступки выглядит относительно по-человечески, по-гоголевски, да и то, откуда-то на ум приходит нехорошее слово "самодур". Хотя в данном случае его можно опустить. Из уважения к актеру, сыгравшего интересно. Все остальные герои гораздо больше напоминают "ожившие картинки", чем людей. Вдовиченков (Остап) неплох, но пресен. Петренко (Андрей) почти не вызывает сочувствия, поскольку любовь его с "панночкой" выглядит абсолютной, немотивированной дуростью и ничем большим. Как Вы думаете, от показанного нам на экране, человек действительно помчится убивать своих, отца, отречется от всего на свете?.. Увы, не убедили. Про остальных персонажей и сказать особо нечего. Разве что Янкель сыграл нормально. В картине про "русские земли" самый доведенный до ума персонаж - жид, не забавно ли?..)
Вот и получается, что из богатейшего гоголевского материала, на основании которого можно было бы снять масштабную, яркую, сильную картину, получился в основном легкий пшик. Все есть, все присутствует вроде бы, но все немного не то и не так. От Бортко ожидалось значительно большего. Жаль. Даже накопившимся в обилии "псевдопафосом" не заткнуть все дырки, пробоины, в теле этой картины, образовавшиеся от элементарного недосмотра, недоработки, недодуманности. Впрочем, это все же не провал. Отдельные эпизоды, если так уж брать, по-своему совсем неплохи. Но... явно недостаточно, чтобы осталось по-настоящему положительное, цельное впечатление.