Центр Довженко продолжил цикл киноперформансов из цикла «Коло Дзиги» классическим «Турксибом» (1929) Виктора Турина.
Неоднократно включавшийся во всевозможные «списки лучших» в мировом неигровом кино «Турксиб» сегодня, со всей очевидностью, ну никак не вписывается в традиционные «документальные» каноны. Взявшись за хронику строительства ударной стройки первой советской пятилетки – циклопической Туркестано-Сибирской магистрали – режиссёр Виктор Турин принципиально не ориентировался ни на формалистические находки современников-документалистов (Дзига Вертов, Эсфирь Шуб), ни на казённые шаблоны тогдашних «культурфильмов» - так в те годы назывался аналог позднейшего научно-популярного кино. Имевший в силу обстоятельств жизни сначала пятилетнюю «голливудскую практику», а затем снявший на ялтинской студии 2 игровых фильма режиссёр превратил традиционно-советскую казённую хронику масштабного строительства (изначальная дикость природы и быта – приход носителей прогресса – героизм строительства – торжество труда и разума) – чуть ли не в триллер (вестерн) с кучей внутренних сюжетов и неослабевающей динамикой. В этом контексте каждый план воспринимается как нарочито выстроенная сцена; горы, пустыни и сибирские снега – как тщательно подобранная натура, а персонажи (от первобытных казахов-пастухов и земледельцев до их баранов и верблюдов) – как актёры с жёстко сформулированной ролью. Чёткая пятичастная структура двигающегося по нарастанию фильма, подчёркнутая поразительно уместной графикой титров, а порой и анимацией - в финале приводит к заранее просчитанному катарсису, не оставляя зрителю возможности хоть как-то уклониться от талантливо навязанного режиссёрского диктата.
Продемонстрированная копия фильма намного длиннее советской «канонической» версии, так как имеет английское происхождение – в ней явно чувствуется монтажёрский touch британского классика-документалиста Джона Грирсона. Британским стало и живое музыкальное сопровождение симпатичного дуэта Bronnt Industries Kapital. Решив не мудрствовать лукаво и не уклоняться в совершенно излишние в данном случае электронно-авангардные пространства, музыканты просто проследовали за сюжетом, воспользовавшись, помимо неизбежного «компьютерного минимума», множеством традиционных «живых» инструментов, создав весьма уместную олдскульную спейс- и прог-роковскую музыкальную канву. Единственное «но» к этому более чем примечательному действу – более чем получасовая его задержка. Стоит учесть на будущее.
Текст: Сергей Локотко