Золотой истукан
На экраны Украины вышел фильм «Захар Беркут», который считался едва ли не самой ожидаемой премьерой не только этого осенне-зимнего премьерного сезона украинского кино. Столь высокие ожидания подогревались многими привходящими факторами, о которых мы поговорим чуть ниже.
Карпаты, 13-век. В живописных лесах и на полонинах живет свободолюбивое племя, заправляет которым старейшина Захар Беркут (американский актер Роберт Патрик). Живет племя это мирно, но не забывает и поддержании на должно уровне боеготовности, ибо времена неспокойные – неподалеку обретается боярин Тугар Волк (опять же американский актер Томми Фленнаган), которому окрестные земли дарованы князем Данилом Галицким. Неизбежный конфликт между боярином и жителями Тухли усугубляется тем, что дочь боярская Мирослава влюбляется в Максима, сына Захара, а тот отвечает ей взаимностью. Но и эти проблемы отступают перед настоящей угрозой – монгольская орда под командованием хана Бурунды угрожает свободе и независимости Тухли и ее жителей. Жители Тухли немногичсленны, а поэтому им придётся прибегнуть к хитрости, дабы одолеть и Бурунду, и предателя Тугар Волка.
Несмотря на свою известность, повесть Ивана Франко «Захар Беркут» экранизирована украинскими кинематографистами всего во второй раз – первая попытка была предпринята Леонидом Осыкой в 1971 году. И вот теперь эта задача была возложена на плечи Ахтема Сеитаблаева, увенчанного всеми возможными национальными лаврами за «Киборгов», «Чужую молитву» и «Хайтарму». Для облегчения этой нелегкой задачи государство и частные меценаты (потому что говорить о бизнесе в данном случае говорить не приходится) предложили режиссеру невиданные для украинского кино средства в размере 113 миллионов гривен. Также предполагалось, что новый «Захар Беркут» должен был бы стать прорывом украинского кино на западные рынки – отсюда и масса американцев в составе съемочной группы: второй режиссер (Джон Винн), актеры и пр. И, наверное, именно эта интернациональность и сыграла дурную шутку с фильмом – представляется, что украинская стороны не сумела найти общий язык с американской, что и сделало нового «Захара Беркута» лентой старомодной (эдак 30-40-летней давности) и малоинтересной любому зрителю. Очевидно, что украинское кино сейчас – это еще не результат (в смысле коммерции), а процесс (обучения). Но хотелось бы, чтобы этапы этого процесса были бы не столь дорогостоящи (особенно – с учетом полученного результата).