Билл Мюррей: мизантроп, которого любят все


Билл Мюррей: мизантроп, которого любят все

Уильям Джеймс Мюррей родился 21 сентября 1950 года в городе Эванстон (Иллинойс, США), став пятым ребенком в семье ирландских католиков. Родители Уильяма, Эдвард Мюррей (торговый агент компании по продаже древесины) и Люсиль Дойл (домохозяйка), отдали сына в иезуитскую школу, но примерным учеником ему так и не суждено было стать. Он часто дрался с одноклассниками, рисовал карикатуры на учителей и играл в школьном театре, в который записался, чтобы заглядываться на хорошеньких девушек.
Медицинский колледж в Колорадо также не принес Мюррею желаемой радости: он почти не появлялся на занятиях, увлекся марихуаной и развивал свой комедийный талант. Так, однажды будущий актер пошутил в аэропорту, что в его багаже спрятана бомба. Охрана поспешила обыскать Мюррея, но вместо бомбы была найдена марихуана. После этого случая обучение в медицинском колледже закончилось - парня отчислили, но шутить он не перестал.
В Чикаго Мюррей попадает в знаменитую актерскую студию - Second City. Впоследствии он становится одним из ведущих еженедельного комического телевизионного шоу «Субботним вечером в прямом эфире». Через это шоу прошли такие звезды, как Джон Белуши, Эдди Мерфи и Стив Мартин. Передача с участием Мюррея завоевала такую ​​популярность, что его пригласили в Голливуд. С тех пор прошло более сорока лет, а Билл Мюррей до сих пор ассоциируется с добрыми комедиями из детства, авторским кино современности, а на больших экранах ежегодно можно наблюдать фильмы с его участием.
Дважды женат, дважды разведен, отец шестерых детей, мизантроп, обладатель премий «Британской академии», «Золотой Глобус» и «Эмми» в номинации «лучшая мужская роль» и «лучшая мужская роль второго плана». Актер также известен тем, что завел автоответчик вместо менеджера, из-за которого часто пропускает интересные предложения о съемках в кино, и также тем, что сам косит свой газон, чтобы избежать лишних встреч с людьми.
По словам Мюррея, его отец имел очень специфическое чувство юмора, и чтобы насмешить его за ужином, надо было сильно постараться. Попытки насмешить его стали первыми тренировками Мюррея, поэтому можем поблагодарить Эдварда Мюррея и красивых девушек, которые заманили Билла в школьный театр за то, что в мире есть актер, который смешит и одновременно умиляет всё человечество в течение несколько десятилетий.



«Фрикадельки» (1979)


Дебютом в большом кино для 29-летнего Билла Мюррея стала лента «Фрикадельки» режиссера Айвена Райтмана. Актер сыграл старшего вожатого молодежного летнего лагеря, который любит пошутить и чувствует себя своим среди подростков. По сюжету, его внимание привлекает депрессивный парень Руди, которого коллектив не принимает в свои ряды, поэтому вожатый решает помочь Руди. Откровенные разговоры и тренировки со старшим другом возвращают Руди веру в себя настолько, что он побеждает в забеге и становится героем лагеря.
 Летняя комедия «Фрикадельки» стала отличным стартом для Мюррея и зарекомендовала его, как актера, умеющего смешить и быть чутким одновременно. Эта лента также стала первой заметной работой режиссера Айвена Райтмана, который продолжил снимать Мюррея в своих следующих фильмах и, наконец, сделал из него кинозвезду мирового масштаба.



"Охотники за привидениями" (1984)


В течение пяти последующих лет Мюррей активно снимается в кино и уверенно доказывает всему миру, что в комедийном амплуа чувствует себя, как рыба в воде. Фильмы «Там, где бродит бизон» (1980), «Гольф-клуб» (1980) и «Добровольцы поневоле» (1981) стали переходным периодом от дебюта к мировой славе в карьере актера, за время работы в которых Мюррей постепенно раскрывал свой талант, чтобы, наконец, «выстрелить» в «Охотниках за привидениями».
Над сценарием «Охотников» работал Дэн Эйкройд, который писал его под себя и своего друга Джона Белуши. К ним также должны были присоединиться Эдди Мерфи и Джон Кэнди, однако из-за неожиданной смерти Белуши они отказались играть в кино без своего коллеги. Тогда кинокомпания «Columbia Pictures» приглашает Билла Мюррея, который уже дважды успешно сотрудничал с режиссером Айваном Райтманом, и он принимает предложение с одним условием: студия обязуется профинансировать фильм «Лезвие бритвы». Актер возлагал большие надежды на этот фильм, ведь работал над его сценарием и хотел сыграть в нем главную роль. Конечно, студия его условие приняла.
«Охотники за привидениями» - это фильм о трех ученых из Нью-Йорка, которые занимаются исследованием паранормальных явлений. Из-за этого странного увлечения их отчисляют из университета, и впоследствии молодые ученые открывают собственное дело по борьбе с привидениями. Своего первого заказа они ждали очень долго, но когда получили его, то обнаружили, что весь Нью-Йорк захлестывает паранормальная активность.
В мировом прокате «Охотники за привидениями» собрали 291 млн. долларов, почти в десять раз превысив свой бюджет, а критики наперебой отмечали исполнительское мастерство Билла Мюррея. Именно в этом фильме актер создал неповторимый комический образ, который основывался на циничном юморе и горькой иронии, и придерживаться которого он будет в течение всей карьеры.



"Новая рождественская сказка" (1988)


«Охотники за привидениями» достигли огромного успеха, но лента «Лезвие бритвы», в которой Мюррей играл главную роль, а также был сценаристом, прошла незамеченной и провалилась в прокате. Этот факт настолько огорчил актера, что он бросил работу в кино на четыре года и уехал во Францию, чтобы изучать в Сорбонне философию и историю.
Вернувшись, Биллу не пришлось долго напоминать о себе, он сразу получил главную роль в современенной киноверсии «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, которая известна под названием «Новая рождественская сказка» или «Скряга». Герой Мюррея - Фрэнк Кросс, безжалостный и хладнокровный магнат, запросто может испортить настроение в рождественский вечер кому угодно. Для перевоспитания современного Скруджа посылаются духи Рождества, которые не будут жалеть сил, чтобы растопить сердце этого жестокого мужчины. За эту роль Мюррей получил номинацию на премию «Сатурн», как лучший актер. Кстати, вместе с Биллом в фильме появились его родные братья - Брайан Дойл-Мюррей и Джон Мюррей, выполнив эпизодические роли.



"Быстрые перемены" (1990)

Данная лента интересна прежде всего тем, что она стала режиссерским и продюсерским дебютом Билла Мюррея. В паре с Говардом Франклином Мюррей снимает американский римейк франко-канадской комедии «Ограбление» (1985).
По сюжету трое друзей мечтают покинуть опостылевший Нью-Йорк, но для этого им нужна кругленькая сумма. Они придумывают оригинальный план ограбления банка и впоследствии воплощают его в жизнь. Герой Мюррея - Гримм Чиповски, переодевшись клоуном, врывается в банк и успешно приобретает нужную сумму, но, оказывается, грабить банки гораздо легче, чем бежать из страны с награбленным. Веселую тройку преследует полиция и мафия, чье заведение они ограбили, и теперь будущее уже не кажется героям таким безоблачным.
Хотя лента «Быстрые перемены» и не была отмечена никакими наградами, как часто бывает с хорошими комедиями, но в зрительских сердцах она заняла важное место и вполне справедливо может считаться «классикой Голливуда».



"День сурка" (1993)


Сюжет ленты рассказывает историю телеобозревателя погоды и по совместительству мизантропа - Фила Коннорса. Ежегодно 2 февраля Фил посещает небольшое американский городок Панксатони, где проводится фестиваль в честь сурка, которого специально будят с зимней спячки и прогнозируют по его поведению погоду. Фил ненавидит этот фестиваль и каждый раз мечтает поскорее убраться оттуда, но на этот раз он попадает во временную петлю. Застряв во времени, Фил вынужден годами просыпаться именно 2 февраля, проживая один и тот же день. Так будет продолжаться, пока он не пересмотрит свои ценности и не изменит образ жизни.
Лента «День сурка» стала шестым и последним сотрудничеством Билла Мюррея и режиссера Гарольда Рамиса. Они познакомились 1972 года в чикагском театре «The Second City», вместе работали в редакции популярного юмористического журнала, на радио, телевизионных шоу, а затем перешли в кинематограф. Гарольд Рамис был сценаристом таких фильмов как «Фрикадельки», «Добровольцы поневоле», «Гольф-клуб» (сценарист и режиссер) и «Охотников за привидениями», но самым известным их фильмом стал «День сурка».
Идея сценария принадлежала Дэнни Рубину. Впервые прочитав текст сценария, Гарольд Рамис был настроен к нему скептически, но когда студия Columbia Pictures все-таки назначила его режиссером ленты, тогда уже Дэнни Рубин усомнился в удачности этого замысла. Он представлял Рамиса как режиссера легкого жанра, который совсем не подходил для реализации его философского произведения. Споры закончились тогда, когда Рамис, Рубин и Мюррей договорились и сели вместе переписывать сценарий, результатом чего и стал «День сурка», который мы с вами знаем.
Билл Мюррей был для Гарольда Рамиса не только актером. Он всегда принимал участие в постановке мизансцен, доработке сценария, имел полноценный голос при любых изменениях в проектах. Мюррей даже крестил детей Рамиса, но в этом случае его не сразу выбрали на главную роль. Сначала наиболее подходящей кандидатурой режиссеру показался Том Хэнкс, однако, задействован на съемках фильма «Неспящие в Сиэтле», актер отказался от этого предложения. Впоследствии, уже после просмотра «Дня сурка», Том Хэнкс совсем не жалел о том, что не снялся в этом фильме. По его словам, главный герой - «жалкий сукин сын, который совершенно не подходит ему по типажу».
Стоит сказать, что Дэнни Рубину не понравился также и выбор Билла Мюррея на главную роль. Сценарист считал, что с таким режиссером и актером этому фильму никогда не стать выдающимся. «Все вокруг были переполнены энтузиазмом. Все, кроме меня », - вспоминал Дэнни Рубин.
После съемок Билл Мюррей и Гарольд Рамис больше никогда не работали вместе и не разговаривали более 20 лет. Никто из их знакомых так и не смог назвать истинную причину разрыва. Поговаривали, что на съемках Мюррей вел себя крайне непрофессионально. Тот период жизни был для актера сложным. Переживая сложный развод с первой женой, Мюррей постоянно спорил с режиссером на съемочной площадке, опаздывал на съемки или мог вообще исчезнуть на несколько дней, не предупредив никого об этом. Возможно, это и стало финальной точкой в ​​их отношениях. О том, что участие в этом фильме была все же важной для Мюррея, свидетельствует тот факт, что он мог среди ночи позвонить Гарольду, чтобы рассказать ему, как он видит следующий эпизод.
Фильм «День сурка» получил премию BAFTA за лучший сценарий, а затем его внесли в Национальный реестр фильмов США. В прокате «День сурка» прошел успешно, собрав 71 млн долларов только в США и Канаде. Сейчас фильм считается классической голливудской комедией. Именно благодаря фильму выражение «День сурка» устойчиво вошел в языки многих народов мира как синоним рутинной, повторяющейся и монотонной жизни.



"Эд Вуд" (1994)


Интересной и единственной в своем роде для Билла Мюррея стала роль в биографическом фильме Тима Бартона «Эд Вуд». Главный герой картины - Эдвард Вуд-младший, которого часто называют «самым плохим режиссером всех времен и народов». Сюжет охватывает период жизни режиссера, когда он снимал свои самые известные фильмы, а также фокусируется на дружбе и сотрудничестве с известным венгерским актером Бела Лугоши.
Роль плохого режиссера досталась любимцу Тима Бартона - Джонни Деппу. Разочарованный в то время в киноискусстве, Джонни Депп с радостью ухватился за эту роль, потому что увидел возможность «вытянуться в полный рост и повеселиться». Вместе с режиссером они создали трогательный образ Эдварда Вуда, который, несмотря на все неудачи по-настоящему верит, что снимает хорошее кино.
Билл Мюррей сыграл друга Эдварда Вуда - Банни Брекинриджа, который по сюжету снимается в его фильмах и время от времени думает, не изменить ли ему пол. Будучи геем, настоящий Брекинридж часто выступал в дешевых театральных шоу с трансвеститами и геями.
В таком амплуа Билл Мюррей появлялся лишь раз за всю свою карьеру. Сыграв остроумного и меланхоличного Банни Брекинриджа, он в очередной раз создал на экране замечательный образ. Хотя его роль в этом фильме небольшая, забыть ее невозможно. Поклонникам актера особенно.



"Трудности перевода" (2003)


Эпоха добрых американских комедий завершилась с концом ХХ века. На смену ей пришло совсем другое кино, юмор которого основывался в основном на шутках «ниже пояса». С началом нового века изменился и Билл Мюррей, превратившись из актера комедийного жанра в лирического героя. Первая совместная работа с Весом Андерсоном в фильме «Академия Рашмор» (1998) стала не только знаковой в карьере актера, начав долгое сотрудничество между актером и режиссером, но и определила его переход от «голливудского» к авторскому кино.
Идея фильма «Трудности перевода» возникла у режиссера Софии Кополлы во время ее частых визитов в столицу Японии. В центре сюжета двое американцев: телевизионный актер Боб Харрис и симпатичная молодая женщина Шарлотта, которые чрезвычайно одиноко чувствуют себя в чужой для них Японии. Познакомившись в баре дорогого отеля, они вместе отправляются в путешествие японской столицей. Во время своей многочасовой прогулки Боб и Шарлотта попадают в забавные истории и неожиданные перипетии, знакомясь с местными жителями.
София Кополла, автор сценария и режиссер, написала главную роль специально для Билла Мюррея. Он думал над предложением пять месяцев, но София смиренно ждала, настаивая на том, что съемок фильма не будет вообще, если Мюррей не согласится. Участие в проекте такой звезды, как Билл Мюррей, позволило второй полнометражной ленте молодого режиссера с бюджетом в 4 млн долларов собрать в мировом прокате 119 млн долларов.
Критики назвали «Трудности перевода» лучшим фильмом 2003 года, а Билл Мюррей получил первую номинацию на премию «Оскар» в категории «лучшая мужская роль» и получил первый «Золотой Глобус» в этой же категории. Впоследствии в интервью актер рассказывал, что «Трудности перевода» пока любимый фильм из тех, в которых он снимался.



"Сломанные цветы" (2005)


В списке поклонников Билла Мюррея давно числился американский независимый режиссер Джим Джармуш. Он пригласил актера выполнить небольшую роль в фильме «Кофе и сигареты» (2003), сюжет которой состоял из 11-х комедийных новелл, а затем снял в своем фильме «Сломанные цветы». На сценарий у режиссера ушло две недели, а главная роль была написана специально для Билла Мюррея.
Сюжет фильма рассказывает о закоренелом холостяке Доне Джонстоне. Заброшенный последней любовницей, бывший Дон Жуан наслаждается заслуженной одиночеством и вдруг получает анонимное письмо-предупреждение от одной из своих многочисленных любовниц, в котором сообщается, что 19 лет назад у него родился сын, который, возможно, сейчас ищет своего отца. Эта новость могла бы и не повлиять на Дона, если бы не помешанный на детективах сосед, которого так захватила эта загадочная история, что он буквально заставляет Дона составить список женщин, которые могли бы написать это письмо. Проведя целый комплекс розыскных мероприятий, сосед вручает Джонстону информацию о месте проживания каждой любовницы из его списка, а затем самостоятельно планирует маршрут будущего путешествия, бронирует гостиницы, заказывает прокат автомобилей и почти насильно отправляет друга на поиски автора письма.
Премьера «Сломанных цветов» состоялась на 58-м кинофестивале в Каннах, где картина получила «Большой приз жюри».



"Святой Винсент" (2014)


Одной из последних масштабных работ Мюррея стала комедийная драма «Святой Винсент» Теодора Мелфи. Сюжет ленты рассказывает о ветеране Вьетнамской войны Винсенте Маккене, который живет один, пьет, играет в азартные игры и ненавидит всех людей. По соседству с ним вместе с мамой поселяется 12-летний Оливер, который тяжело переживает развод родителей и переход в новую школу. Не трудно догадаться, что впоследствии герои подружатся и изменят жизнь друг друга, ведь похожие истории не раз описывались писателями и экранизировались.
Роль в этом фильме интересна тем, что она почти максимально близка к тому образу жизни, который ведет Мюррей. Актера часто обвиняли в пьянстве, мизантропии и жестокости, поэтому лента «Святой Винсент» может расцениваться как откровение, объяснение и доказательство того, что замкнутый и ворчливый - не значит злой. За роль в фильме Мюррея номинировали на премию «Золотой Глобус» за лучшую мужскую роль.



70-летний Билл Мюррей продолжает активно сниматься и озвучивать мультфильмы. Одни из последних его работ - мультфильм «Остров собак», где актер озвучил собаку Босса, и лента Джима Джармуша «Мертвые не умирают».
Совсем скоро мы увидим Мюррея в фильме Софии Копполы "Последняя капля". Лента расскажет о писательнице, которая подозревает своего мужа в измене.Женщина обращается за помощью к своему отцу Феликсу (Мюррей), и тот предлагает начать слежку за супругом. Так начинается совместное приключение отца и дочери по ночному Нью-Йорку, во время которого они неожиданно для себя заново узнают друг друга.

Ярина Гаврилюк 01 сентября 2020
Like

Имя:
22 сентября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (27 августа – 2 сентября) Что в кино? Премьеры недели (27 августа – 2 сентября)

Новый Нолан и другие новинки проката.

27 августа 2020 0 1575
Нолан - спаситель! Нолан - спаситель!

«Нолан - гений» - комментарий, который провоцирует длительную дискуссию на просторах интернета. Одни утверждают, что он наиболее...

25 августа 2020 0 1012
Билл Мюррей: мизантроп, которого любят все Билл Мюррей: мизантроп, которого любят все

9 лучших ролей Билла Мюррея

01 сентября 2020 0 744
Что в кино? Премьеры недели (3-9 сентября) Что в кино? Премьеры недели (3-9 сентября)

Киану Ривз, новые Люди Икс и другие новинки проката.

03 сентября 2020 0 730
Что в кино? Премьеры недели (10-16 сентября) Что в кино? Премьеры недели (10-16 сентября)

Мулан, Наталия Орейро и другие новинки проката.

10 сентября 2020 0 588