Дневники "Молодости". День седьмой
«Молодость» уверенно движется к своему завершению, основные представители международных форумов уже отсмотрены, так что с чистой душой седьмой день на фестивале был посвящен конкурсной программе. А началось все с «Искр».
Те, кто выжил после глобальной неврологической эпидемии, вынуждены, ничего не помня, воспроизводить смыслы и причинно-следственные связи в мире. Пять переплетенных историй показывают, как мы можем учиться, любить и общаться в будущем, не имея прошлого. Любовь – это двое влюбленных, которые изо всех сил стараются оставаться вместе, поскольку боятся, что расставшись, забудут друг друга навсегда. Семья – это мальчик, потерявший опекуна и жаждущий найти новый дом за пределами города. Нравственность – это жестокий молодой человек, который готов на все, чтобы выжить. Знание – это профессор, в поисках исцеления делающий не совсем то открытие, на которое надеялся. Свобода – это девушка, которая живет с отцом в подземном бункере, защищенном от вируса, готовая рискнуть собой ради освобождения.
С первых же кадров фильм напоминает недавнюю «Ex Machina» – тот же минималистично-технологичный стиль и тотальное чувство, будто бы все человечество разом вымерло. Впрочем, если в фильме Алекса Гарленда это была лишь метафора, то в «Искрах» все буквально: планету поразил неврологический вирус, большая часть населения куда-то испарилась, а оставшаяся горсть страдает амнезией вплоть до незнания своего имени. Режиссер работает с условностями: никаких объяснений сему явлению не будет, это лишь почва для исследования общечеловеческих истин. Под оболочкой сай-фая обнаруживается попытка философского осмысления пяти добродетелей, однозначно истолкованных в синопсисе, но попытка, честно говоря, не самая удачная; мысль в «Искрах» есть, но вся фабула достаточно очевидна, а пойти чуть дальше за дидактичные наставления создатели не решаются.
К сожалению, не отличился глубиной мысли и «Спящий гигант» канадского режиссера Эндрю Чивидино.
Подросток Адам проводит летние каникулы со своими друзьями на Верхнем озере. Его невеселые будни заканчиваются, когда он знакомится с Райли и Нейтом, братьями-лоботрясами, что проводят время, прыгая со скалы. Открытие мучительной тайны побуждает Адама совершить несколько необратимых поступков, что проверят дружбу и навсегда изменят ребят.
«Молодость» в этом году как никогда богата на так называемые «драмы взросления», и «Спящий гигант» убедительное тому подтверждение: режиссер выбирает классический сюжет о подростке, которому предстоит за одно лето пережить события, его изменившие. Знакомство с двумя задиристыми братьями сначала сломает его юношескую мягкость и податливость, а потом, по законам жанра, приведет к непоправимой ошибке, разделившей жизнь на «до» и «после».
К сожалению, кульминация в «Гиганте» не производит никакого впечатления, если зритель когда-нибудь слышал знаменитую цитату Чехова о ружье, что обязательно выстрелит в последнем акте, а все предшествующие тому события развиваются достаточно очевидно. По большому счету, сложность взросления с точки зрения режиссера заключается в соблазне алкоголем и наркотиками или же вспыхнувшей ревности к девушке, которая всегда расценивалась исключительно как друг, что сводит психологию подростка к одному лишь половому созреванию. Вот и получается, что «Спящий гигант» – это всего лишь история об озлобленном подростке, а никак не драма о сложностях переходного возраста.
Теги: молодость
Сергей Задко 31 октября 2015