Войти через
facebook
 

Дневники ОМКФ-2015. День третий


Дневники ОМКФ-2015. День третий
Можно долго разглагольствовать о том, сколь любопытна в этом году подборка фильмов в международной и национальной конкурсных программах, но очевидного факта не утаишь – секция «Фестиваль фестивалей» традиционно собирает аншлаги, что свидетельствует о самом высоком интересе среди зрителей. Не стали исключением и мы, поэтому первой картиной третьего дня стало «Тело» Малгожаты Шумовской, завоевавшей приз за «Лучшую режиссуру» на Берлинском МКФ.
Фильм позиционируется как черная комедия, но если после просмотра у вас возникнет ощущение, что это скорее драма, то не сочтите сей факт за ошибку. В центре истории – конфликт следователя-скептика Януша и его анорексичной дочери Ольги, которая не способна смириться со смертью матери и винит во всем отца. Юмора в заданной плоскости могло и не быть, если бы не сумасбродная Анна, психолог в клинике, куда отправляется Ольга с целью избавиться от мыслей о суициде. Собственно, весь фильм – это попытка примирения двух близких друг другу людей, не умеющих прощать и жить дальше, посредством сеансов с Анной. Сеансов разных: сначала будут групповые занятия в клинике, а потом и отчаянные попытки связаться с погибшей матерью.
«Тело» удивительным образом балансирует на грани противоположностей: попытки покончить жизнь самоубийством здесь чередуются, например, с забавными сценами взаимоотношений пожилой женщины и ее огромного пса, а юмор того и гляди вызовет скорее болезненное чувство несоответствия порой комичных ситуаций и общего страдальческого состояния героев. Каждый из троих персонажей не может отпустить призраков прошлого, поэтому создает вокруг себя некие стены из скептицизма (Януш), физического истощения (Ольга) или же сомнительного вида паранормальных способностей (Анна). Последнее, кстати, становится чуть ли не самой яркой частью всей ленты: немногие режиссеры решались использовать тему спиритуализма на бытовом уровне, расценивая это течение не как нечто фантастическое, а лишь как очередную возможность сбежать от реальности. Впрочем, «Тело» и без того способно удивлять.
Если новый фильм Малгожаты Шумовской оказался довольно оригинальным и во многом иносказательным, то самый ожидаемый украинский представитель этого года – Captum (лат. «Плен») Анатолия Матешко вызвал эмоции прямо противоположные. 
О фильме до его премьеры говорили много. Трейлер обещал некую философскую притчу о том, где предел жестокости, а заодно и человеческого в самом человеке, продюсер охотно рассказывал, как тепло «Плен» приняли в Каннах и не преминул возможностью поделиться тем фактом, что одному из зрителей во время показа стало нехорошо, так достоверно картина показывает сцены жестокости и насилия. На деле все оказалось намного проще. Создатели картины утверждают, что показанные события универсальны и касаются любой страны, но расставлены акценты так, чтобы с легкостью можно было прочитать аллюзии на последние происшествия в Украине.
Двое террористов пытают людей. Террористы в прошлом – люди обычные, не обученные убивать, но, тем не менее, за деньги готовые стать садистами. Пленники наоборот – люди совершенно безобидные и беспомощные, но ради спасения своей жизни тоже способны на кровопролитие. Так где же между ними грань? Как можно заметить, для украинского кинорынка Captum – явление довольно самобытное. Черно-белый камерный фильм, где в качестве основной морали идет поучение Иисуса Христа о суде из Евангелия, имеет сомнительную прокатную судьбу, поэтому нельзя не отметить смелость Анатолия Матешка снять нечто непривычное как для отечественной публики, так и для самого себя (напомним, в прошлом году режиссер презентовал «Трубача»). Тем не менее, если визуальное решение картины смотрится любопытно, то в сценарии похвалить решительно нечего. «Плену» не свойственны полутона и недосказанность, тут царит спекулятивность и однозначность. Если боевики – то обязательно столкновение двух людей противоположной судьбы, если пленники – то сразу же целый социум и срез самых очевидных «противников режима». Что самое плохое, часть актерского состава откровенно переигрывает, поэтому реплики порой звучат как нарочито литературные высказывания, а не человеческая речь. И это если не учитывать связавшие их обстоятельства. Идея фильма безусловно заслуживает быть экранизированной, только вот размышлений о человеческой жестокости в кино сняли более чем достаточно, а Captum со всеми своими условностями и мнимой правдоподобностью, к сожалению, явно не достигает необходимого эффекта.
После двух эмоционально непростых фильмов самым разумным решением стала бы попытка расширить эмоциональный спектр и до положительных отметок, так что грех было не воспользоваться моментом и не сходить, наконец, на представителя секции «ОМКФ – детям». А уж тем более, когда речь идет о победителе второго «Чилдрен Кинофеста», фильме «Феликс» совместного производства ЮАР и Великобритании.
На самом деле, адекватно оценивать фильмы, ориентированные на юных зрителей, довольно сложно. То, что взрослому человеку покажется банальным или же глупым, ребенком будет воспринято несколько иначе. В музыкальной комедии о 14-летнем Феликсе, который мечтает стать саксофонистом, как его покойный отец, но мать считает джаз проявлением дьявола, ситуации разыгрываются исключительно комичные, а то, что стоило бы расценивать как драматургию, похоже скорее на набор классических штампов из фильмов об адаптации ребенка в новой школе параллельно с мюзиклами для подростков. Тут будут и гонения ребенка на почве материальной необеспеченности, и непонимание со стороны матери, и страх не соответствовать уровню таланта своего отца. Впрочем, все эти преграды естественным путем разрешатся, а финал напомнит лучших представителей индийского кинематографа с их удивительным умением устраивать праздник нескончаемого веселья. Хорошо это или плохо, говорить не имеет смысла. Фильм ведь снимался не для нас. Главное, чтобы дети остались довольны, а они свою благосклонность уже продемонстрировали.
Завершить третий день фестиваля хотелось как-то незабываемо, поэтому как нельзя кстати последней по расписанию поставили драму «Сын Саула» Ласло Немеша.
После премьеры фильма на Каннском кинофестивале о дебютной полнометражной картине молодого венгерского режиссера говорили эпитетами исключительно восторженными. Обещали новаторство как в освещении часто используемой кинематографистами темы концлагерей во время Второй мировой, так и в плане чисто техническом. Приятно убеждаться в правдивости слов лично: не врали, фильм действительно удивительный. Кажется, никогда доселе о Холокосте не снимали с такой динамикой. Операторский прием съемки «из-за плеча» главного героя придает событиям удивительного чувства причастности: зритель буквально исследует безымянный концлагерь вместе с Саулом, весь кромешный ад вокруг которого не скрывается, но в необходимый момент милостиво расплывается, оставляя внутри чувство ужасающего неведения. Вместо традиционного построения сценария, основным нарративным элементом тут становится движение. По сути, режиссер не делает каких-то лирических отступлений и не дает времени на раздумья. Главный герой одержим желанием похоронить сына по всем правилам, пускай даже ради этого придется пожертвовать идеалами общности. Остановится камера лишь однажды, и поверьте, в этот момент вы испытаете внутренний катарсис невиданной силы. А уж получить возможность ощутить это первыми после международной премьеры фильма автоматически делает 6-й Одесский кинофестиваль событием как минимум важным.

Теги: омкф
Сергей Задко 14 июля 2015
Like

Имя:
22 октября 2019
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября) Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября)

Экранизация "Щегла" и другие новинки проката.

26 сентября 2019 0 1745
Длинные встречи с Кирой Муратовой Длинные встречи с Кирой Муратовой

В Париже началась большая ретроспектива фильмов выдающегося украинского режиссера Киры Муратовой

26 сентября 2019 0 1593
Что в кино? Премьеры недели (3-9 октября) Что в кино? Премьеры недели (3-9 октября)

"Джокер" и другие новинки проката.

02 октября 2019 0 1435
KMW 2019: итоги, факты и цифры KMW 2019: итоги, факты и цифры

Чем запомнится KYIV MEDIA WEEK 2019?

01 октября 2019 0 1434
Малышка зомби и раскрашенная птица Малышка зомби и раскрашенная птица

Хиты из программ Канн и Венеции: 3-я Киевская неделя критики объявила основную программу

03 октября 2019 0 1432