Войти через
facebook
 

Электрические облака Одессы


Электрические облака Одессы

3-й день 6-го ОМКФ (13 июля 2015 года) прошел под знаком поддержки Олега Сенцова, который родился в этот день 39 лет назад. Все сеансы фестиваля начинались с заставки, которую вы можете видеть на фото.

Пожалуй, ленты, показанные в этот день, могут заставить нас пересмотреть наше предположение о резкой радикализации главной конкурсной программы и внесении в атмосферу фестиваля легкой нотки сумасшедшинки. Видимо, фестиваль вошел в рабочую колею и ощущения первых дней рассеялись.
14 июля на суд публики была представлена новая лента Евы Нейман «Песнь песней» по одноименной новелле Шолом-Алейхема. Действие фильма разворачивается в маленьком еврейском штетле, где живут мальчик Шимек и его сводная сестра Бузя. Он ходит в хедер, где всем заправляет пузатый ребе, она сидит дома. И иногда они вместе совершают совместные вылазки в сказочный мир – на Леваду, что раскинула свои бесконечные просторы сразу за речкой. И Шимек все время рассказывает Бузе сказки, одну из которых – ту, в которой речь о Принцессе – она очень не любит. Пройдут года, Шимек повзрослеет и восстанет против традиций своего отца, и уедет из штетла. А однажды он получит известие, что Бузя стала невестой, но не его.
Экранизация маленьких литературных произведений, с одной стороны, дает возможность их авторам продемонстрировать все свои творческие возможности, с другой же – требует от режиссера немалой драматургической и визуальной фантазии. С этим столкнулась в случае с новеллой Шолом Алейхема и Ева Нейман: произведение классика миниатюрно, и практически целиком выстроено на целом ряде повторов (в некотором смысле ритуальных) и создающих по сути неповторимый шарм стиля Шолом-Алейхема. Очевидно, что госпожа режиссер не смогла при всем старании придумать единый прием, который смог бы, словно стержень, удержать всю сюжетную конструкцию ленты. Первая половина ленты, повествующая о детстве Шимека и Бузи, за редкими исключениями не вызывает никаких возражений – есть, впрочем, ощущение, что в ней госпожа Нейман призвала себе на помощь не только Шолом-Алейхема, но и других классиков еврейской литературы. Вторая же часть ленты превращается в бесконечные беседы и монологи двух главных героев, явно страдая от однообразия визуальных решений. Думается, что «Песнь песней» если и сможет претендовать на призы ОМКФ, то только в Национальной конкурсной программе.
А вот следующий фильм, представленный в тот день в конкурсе, вполне способен был бы претендовать на «Золотого Дюка» в международном конкурсе, если бы не одно но…Дело в том, что лента россиянина Алексея Федорченко «Ангелы революции» при всех своих многочисленных достоинствах имеет очень неоднозначный (или же невнятно проговоренный) финал, одно из возможных (и самых правдоподобных) толкований которого может сильно подпортить хорошее впечатление. Но обо всем по порядку.
Легендарную «Полину-Революцию» (Дарья Екамасова) вызывают практически из небытия к наркому СССР (дело происходит в 1934 году) по вопросам национальностей и предлагают почти невыполнимую миссию – примирить две великие культуры, русского авангарда и древнего язычества хантов и ненцев, и заставить последних отдавать своих детей в школы, а больных – в больницы. Полина набирает в свой отряд композитора, скульптора, архитектора-конструктивиста и кинорежиссера-примитивиста и отправляется на берега Оби с культуртрегерской миссией.
Федорченко (и сценарист, и режиссер) действует с поистине мифотворческим размахом, проявляет обширнейшие знания истории русского авангарда (но мы-то помним слова Майкла Наймана о том, что все хорошие русские оказываются украинцами) и немалую визуальную фантазию и крепкий талант постановщика. Но все, как уже писалось немного выше, портит финал (не будем спойлерить и раскрывать его содержание): не хотелось бы верить, что наши предположения верны и он являлся некой уступкой режиссера нынешним российским реалиям.
Тем более, что еще один российский фильм, завершавший программу 3-го конкурсного дня – «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего – показывает, что для получения поддержки Первого канала (Россия) и Министерства культуры РФ можно и не наступать на горло собственной песне. А снял Герман-младший поистине выдающееся произведение, имеющее все черты опуса зрелого мастера. Одна из этих черт – дар предвидения: все герои фильма живут с четким ощущением преддверия большой войны (работа над фильмом началась еще в 2011-м году), а один из них спрашивает у приятеля: «А правда, что у тебя всю семью на Украине снарядом убило?» Но главным и бесспорным достоинством фильма является визуальная форма, придуманная Германом и воплощенная целой командой художников-постановщиков и гениальными (не побоимся пафоса) операторами украинцем Сергеем Михальчуком и россиянином Евгением Привиным. Эта «движущаяся живопись» (по определение украинского продюсера ленты) отражает настроения в российском обществе (по словам польского продюсера ленты Дариуша Яблонского) просто-таки завораживает: давно не доводилось смотреть столь многослойный фильм, длящийся более 2-х часов, с такой легкостью. Невероятно!
Теги: 6-й омкф
Алексей Першко 14 июля 2015
Like

Имя:
19 октября 2019
Ваш отзыв

популярные статьи


Второе Киноколо Второе Киноколо

Объявлены номинанты на Вторую национальную премию кинокритиков

20 сентября 2019 0 1749
Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября) Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября)

Экранизация "Щегла" и другие новинки проката.

26 сентября 2019 0 1559
Длинные встречи с Кирой Муратовой Длинные встречи с Кирой Муратовой

В Париже началась большая ретроспектива фильмов выдающегося украинского режиссера Киры Муратовой

26 сентября 2019 0 1474
KMW 2019: итоги, факты и цифры KMW 2019: итоги, факты и цифры

Чем запомнится KYIV MEDIA WEEK 2019?

01 октября 2019 0 1243
Что в кино? Премьеры недели (3-9 октября) Что в кино? Премьеры недели (3-9 октября)

"Джокер" и другие новинки проката.

02 октября 2019 0 1219