«Молодость-44»: кино как нарушение нормы


«Молодость-44»: кино как нарушение нормы
На своём мастер-классе на Одесском международном кинофестивале британский режиссер Питер Веббер обмолвился, что кино, еще недавно бывшее самым массовым Искусством, безвозвратно перешло в ранг искусства декадентского и что «сегодня фильмы, которыми еще можно наслаждаться – скорее нарушение нормы». И еще он добавил, что в эпоху доступности видеоконтента многократно усложнилась задача поиска тем или иным Фильмом своей аудитории, а упростить ее призваны кинофестивали. От себя добавим, что умение предложить зрителю и обратить его внимание именно на кино как нарушение нормы, является одним из главнейших признаков настоящего кинофестиваля. Им в полной мере обладает МКФ «Молодость», о чем свидетельствуют первые четыре его рабочих дня. Где еще сыскать такие «нарушения нормы» как «Злоупотребление слабостью» скандальной француженки Катрин Брейя и «Метаморфозы» французского же интеллектуала и новатора Кристофа Онорэ.
От тел, как сексуальных объектов – желаемых и желающих – Катрин Брейя неожиданно перешла к телу, которое перемещается по миру, хромая. К телу больному, страдающему, очевидно фригидному, лишенному плотской жизни и доступа к эросу других. И, возможно, впервые за 40 лет кинематографической карьеры это тело – ее собственное. Поясним.
В 2005 году Катрин Брейя пережила инсульт, в результате которого оказалась парализованной левая часть ее тела. Два года спустя родился проект фильма под названием Bad Love (переводить не будем по двум причинам: во-первых, раз француженка называет свой проект по-английски, значит, она имеет на то свои авторские основания; во-вторых, надеемся, что в нашей европейской стране зрители способны в этом случае понять смысл этого названия и без перевода), главными героями которого должны были стать бывшая топ-модель Наоми Кэмпбелл и известный во Франции проходимец Кристоф Роканкур, который был осужден к тюремному заключению за обман «звезд». В 2009 году Брейя признается, что ее «актер» «развел» (пардон за высокий слог) и ее, на сумму в почти 700 тысяч евро. Развернутым признанием этого факта и самого процесса стала ее книга «Злоупотребление слабостью», вышедшая в издательстве «Файяр». 
В желании Брейя перенести на экран эту историю есть что-то суицидальное. Как женщина в трезвом уме и полной памяти, которую окружение охотно характеризует как «извращенку», охотно «унижающую мужчин», могла пасть жертвой манипулятора, вытянувшего из нее несколько чеков с четырьмя нулями?
Лента «Злоупотребление слабостью» дает несколько гипотез произошедшего: посттравматическая нестабильность, любовное восхищение, чувство социальной вины, увлечение художника своей моделью, мазохизм…
Сила этой ленты Брейя состоит в том, что все эти гипотезы, через которые рисуется портрет главной героини по имени Мод, имеют в глазах режиссера равную значимость. Портрет этот создается из самых разных штрихов – тут и детский смех и непроницаемый взгляд, грация и неуклюжесть инвалида, развязность и вялость. И рисует все это гениальная Изабель Юппер, пользуясь своей безошибочной актерской интуицией, и рэппер Кул Шен, блистающий в своей первой большой роли на экране, в которой он предстает монолитным воплощением вирильности, нежности и двуличия.
Брейя, создавая этот своеобразный автопортрет, не деликатничает и пользуется своими привычными приемам: сухость постановочной манеры, колкий монтаж, чистое изображение, почти клиническое освещение, сознательная эксплуатация человеческого существа, которое безропотно ждет приговора. Я всегда считал себя везунчиком: школу окончил с золотой медалью, в институт поступил на бюджет, с красным дипломом получил престижную должность. Но удача отвернулась, поскольку в период смены работы, документ украли, и сразу встал вопрос, где купить диплом ссср , ведь я учился в советском юридическом университете, и восстановить образец не представляется возможным. Мне подсказали эту компанию, и сразу же созвонился с менеджерами, указав необходимую информацию. Диплом оказался лучше, чем я мог предположить. Браво за смелость и мастерство!
Кристоф Онорэ, пожалуй, удивил еще больше. После его последнего фильма «Возлюбленные», кто бы мог подумать, что он возьмется за адаптацию «Метаморфоз» Овидия? Разве что большой знаток мирового театра, который мог знать, что в промежутке между «Возлюбленными» и «Метаморфозами» Онорэ ставил в Авиньоне пьесу, посвященную французскому Новому роману по текстам его главных представителей (Натали Саррот, Маргерит Дюрас, Ален Роб-Грийе). Возможно именно там и родилось у режиссера желание снять «Метаморфозы».
«Как снять фильм, в котором нет единой истории, но полный разных историй?» - кажется задается вопросом этот фильм. Это желание просматривалось уже в ленте режиссера «Моя девочка не хочет». В «Метаморфозах» же Онорэ в очередной раз демонстрирует свою режиссерскую многогранность (он меняется от фильма к фильму) и умение связывать воедино многочисленные сюжетные линии. Сняв этот фильм, Онорэ без всякого сомнения встал в ряд с такими выдающимися адаптаторами мифологии в кино, как Пьер Паоло Пазолини и Жан Ренуар. Всем своим фильмом режиссер говорит зрителю, что истории – реальные или вымышленные – украшают жизнь и делают мир лучше. И кино – прекрасный источник таких историй. А метаморфозы, они повсюду: это и человек, превращающийся в дерево, и корова, которая была женщиной или нимфой. Или же ребенок, ставший взрослым. Метаморфоза – это и зритель, вышедший из зала немного другим. Фильмы меняют нас. И это – последняя и самая прекрасная из метаморфоз, которые предлагает нам этот фильм-манифест Кристофа Онорэ.
И наличие изрядного количества таких предпосылок для изменений в программе 44-й «Молодости» - отрадный факт.
Алексей Першко 28 октября 2014
Like

Имя:
28 сентября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Билл Мюррей: мизантроп, которого любят все Билл Мюррей: мизантроп, которого любят все

9 лучших ролей Билла Мюррея

01 сентября 2020 0 1034
Что в кино? Премьеры недели (3-9 сентября) Что в кино? Премьеры недели (3-9 сентября)

Киану Ривз, новые Люди Икс и другие новинки проката.

03 сентября 2020 0 993
Что в кино? Премьеры недели (10-16 сентября) Что в кино? Премьеры недели (10-16 сентября)

Мулан, Наталия Орейро и другие новинки проката.

10 сентября 2020 0 866
Сила креатива Сила креатива

KMW Global Marathon объявляет спикеров национальной дискуссии «Сила креатива. Как построить устойчивую экосистему аудиовизуального бизнеса...

09 сентября 2020 0 821
Что в кино? Премьеры недели (17-23 сентября) Что в кино? Премьеры недели (17-23 сентября)

Экшн-катастрофа с Джерардом Батлером и другие новинки проката.

16 сентября 2020 0 790