Фільм Таро 2024

Молодость-44: Начать с подвала


Молодость-44: Начать с подвала
У любого явления всегда есть как минимум две стороны – официально-парадная и ее изнанка, повседневно-рабочая, которая, собственно, и является его настоящей сутью. Сей тезис абсолютно справедлив и в отношении к таким публичным мероприятиям, как кинофестивали. На этот раз нам представилось более интересным открыть 44-й Киевский Международный кинофестиваль «Молодость» не с красной дорожки и официальной церемонии с раздачей первых призов (об этом неоднократно напишут и без нас), а сразу с его рабочих будней. Открытие это оказалось весьма неожиданным и парадоксальным, но за этими неожиданностью и парадоксальностью просматривается сознательная (хотелось бы верить) концептуальная задумка программаторов фестиваля. И парадоксальность эта заключается в том, что 44-я «Молодость» началась в подвале.
Дело в том, что первым фильмом фестиваля, предложенным на суд профессиональной (пусть и очень немногочисленной в то относительно ранее субботнее утро) публики, стала документальная лента австрийца Ульриха Зайдля «В подвале», который год назад посетил Киев и представил фестивальной публике свою монументальную трилогию «Рай» и одноименную выставку в Художественном Арсенале.
«В подвале» - возвращение Зайдля к жанру документалистики, принесшего ему мировую известность, после упомянутой трилогии. Для лучшего понимания ленты необходимо знать, что подвал (по мнению самого режиссера, которому не доверять в этом вопросе нет никаких оснований) для австрийцев – это место, где они проводят порой больше времени, чем в гостиных и спальнях своих домов, место, где они проводят свое свободное время, место, которое является отражением их личности: их увлечений, пристрастий и наваждений. Структура ленты проста, как углы тех домов, в которых эти подвалы находятся: мы видим ряд героев, рассказывающих – и показывающих – нам свои подвалы. Один из персонажей владеет тиром, в котором он распевает любимые оперные арии и ведет дискуссии со своими посетителями о расизме и исламе; второй предается безудержному (и потомственному) пьянству в кругу друзей по духовому оркестру и манекенов в эсесовской форме, но большинство персонажей используют свои подвалы для сексуальных утех, причем преимущественно девиантного характера (садомазохизм во всех своих проявлениях и пр.). А авторское послание ленты содержится в первой ее сцене (мужчина пристально наблюдает за атакой гигантского удава на несчастного белого хомяка) и в сцене последней (обнаженная женщина пытается примоститься в маленькой клетке из садомазохистского арсенала). С одной стороны, мы видим бесстрастного вуайериста, с другой же – опустившуюся жертву, неспособную вырваться из опутавших ее сетей. Так что лента Зайдля –  это и жутковатая картинка современного австрийского общества (представляется, что в этой ее ипостаси она будет весьма полезна современному украинцу для осознания, что у Европы есть не только сверкающий рекламный фасад), и мощная метафора, которая превращает подвал в место, где таятся тьма, всевозможные страхи и пропасти, кроющиеся в человеке.
И если показу сексуальных девиаций в фильме Зайдля посвящено около 50 процентов экранного времени, то исследованию человеческой сексуальности в режиссерской версии «Нимфоманки» Ларса фон Трира отдано все экранное пространство. Безусловно, эти ленты разнятся весьма ощутимо – и жанрово, и манерой повествования, и самим подходом к исследованию человеческих сексуальных пропастей – но в самом соположении их в рамках первого дня «Молодости» просматривается умысел ее организаторов, который – возможно – отражает их собственные пристрастия и настроения. В этом еще больше убеждает и то, что и второй день для аккредитованной прессы на фестивале начался с ленты «Все ломается» шведского режиссера по имени Эстер Мартин Бергсмарк (есть определенные затруднения с определением половой его принадлежности), посвященной истории страстной любви парня-гетеросексуала Андреаса и андрогина Себастиана и самоопределения последнего... Так что же это: игра случайностей или же все же умысел? Или все-таки взгляд (пусть и субъективный) на состояние  современного мирового кино? Если верно последнее, то метафорический подвал Зайдля еще темнее, чем казалось.
Алексей Першко 26 октября 2014


Avatar
Имя:
19 мая 2024

популярные статьи


Короткометражний сонячний зайчик (фестивальSunnyBunny) Короткометражний сонячний зайчик (фестивальSunnyBunny)

Короткометражний сонячний зайчик (фестиваль "Sunny Bunny")

21 апреля 2024 3654
 Фестиваль Sunny Bunny. Сонячний зайчик складних часів Фестиваль Sunny Bunny. Сонячний зайчик складних часів

Фестиваль Sunny Bunny у Києві. Сонячний зайчик у складні часи

20 апреля 2024 3432
Перехід в просторі і часі (фестиваль Sunny Bunny) Перехід в просторі і часі (фестиваль Sunny Bunny)

(стрічка Crossing, фестиваль Sunny Bunny)

22 апреля 2024 3367
Відблиски сонячного зайчика (фестиваль Sunny Bunny) Відблиски сонячного зайчика (фестиваль Sunny Bunny)

фестиваль Sunny Bunny

25 апреля 2024 3300