Молодость. День пятый
Несколько неожиданно фестиваль «Молодость» дошел до своего экватора, поэтому было принято смелое решение пойти исключительно на представителей программы полнометражных фильмов. К сожалению, этот выбор положительных эмоций не принес.
Первой ласточкой очередного конкурсного дня стала франко-тунисская картина «Форт Бьюкенен», которая ввела в некий ступор.
Когда Фрэнка отправляют служить в Джибути, его супруг Роджер остается в форте Бьюкенен вместе с импульсивным приемной дочерью Рокси. В течение четырех времен года Роджер ищет утешения в компании женщины среднего возраста, трех хорошеньких жен и фермера (по совместительству - личного тренера), у каждого из которых - собственные романтические заботы.
«Форт» относится к тому разряду фильмов, который не может быть всецело понят в силу чрезмерного доминирования конкретной ментальности, да и культурных отсылок в общем. Фильм очень импульсивно балансирует между эксцентричной комедией и психологической драмой, причем порой невозможно распознать переходы от одного к другому. Тема ЛГБТ раскрыта несколько неочевидно, исходя из того, что главные герои своим отношением друг к другу смазывают любые различия по возрастным, половым, расовым и сексуальным признакам. Получилось своего рода исследование на тему сексуальности как таковой, где группа совершенно разных людей теряет индивидуальные черты и трансформируется в некую общину, которая пытается выяснить первичное происхождение человеческих чувств к партнеру.
С другой стороны, эту ленту можно рассматривать как некую квир-утопию, идеальный мир, где нет места ущемлениям, гонениям и прочему за отклонения от условной нормы. С этой точки зрения задумка фильма становится понятнее, но тогда теряется назначение большинства сцен. Впрочем, если ни одна из предложенных трактовок не будет верной, удивляться нечему.
После сеанса в планах было заглянуть на пресс-конференцию Станислава Битюцкого, дабы выяснить для себя некоторые нюансы после нашумевшего показа его дебютной картины. К сожалению, эту встречу журналисты проигнорировали, а вмешиваться в «междусобойчик» смелости не хватило. Таким образом, следующей точкой назначения стала индийская драма «Суд», показом которой вчера пришлось пожертвовать во имя все того же Битюцкого.
Работника канализационной службы нашли мертвым в шахте города Мумбаи. Обвинение падает на пожилого народного музыканта за исполнение провокационной песни, которая могла стать причиной самоубийства. Слушания проходят в суде, где умирают мечты и надежды обычных горожан. Судьбы людей - в руках юристов и судьи, за личной жизнью которых мы наблюдаем за стенами зала.
Собственно, сама идея фильма очень занятная. Вместо конвейера песен и плясок, Болливуд на этот раз представляет зрителю арт-хауз, который обличает всю бессмысленность судовой системы Индии и жизни ее участников. Ко всему прочему, это нечастая возможность посредством кино ознакомиться с теперешней ситуацией в стране и ее социальными проблемами. Намерения, безусловно, достойные, чего не скажешь об уровне исполнения. Общий хронометраж в 2 часа приводит к тому, что лента беспардонно впадает в бытовые подробности, отвлекая от ключевого замысла. Если длинные статичные кадры судового процесса вполне оправданы, то подробная демонстрация повседневной рутины всех без исключения героев только утяжеляет и без того громоздкое зрелище. Если рассматривать это как попытку воссоздания общей картины жизни разных слоев индийского общества, то тогда автора смело можно обвинить в излишней самоуверенности. Две столь глобальные темы в рамках одного фильма совместить не видится возможным.
Режиссер откровенно спекулирует длинными статичными кадрами, которые отнюдь не всегда оправданы. Желание одной картиной охватить все и сразу привело к очевидному дисбалансу. Проблема у «Суда» всего одна – длинный хронометраж. Впрочем, из-за фатальной ошибки возникает и множество побочных, так что возлагать надежды на сокращение одной лишь длительности – не самая хорошая идея.
Последним фильмом этого дня стал еще один представитель полнометражной программы - швейцарско-венгерская драма «Виктория: Рассказ о добродетели и жадности».
Виктория надеется разбогатеть в Цюрихе. Поэтому она уехала из Будапешта. Ночь за ночью она стоит на панели под тусклым светом фонарей и ждет клиентов, чтобы удовлетворять их в машинах на темных парковках. Мысль о том, что она будет делать с деньгами, когда вернется, помогает ей побороть страх и отвращение. Несмотря на свое жалкое положение в этом мире насилия и быстрого секса, она также находит любовь и дружбу. И теряет все, так и не получив того, что принадлежит ей и за чем она приехала в Цюрих.
Сценарист фильма перед показом заявила, что изучала проблему проституции в Швейцарии несколько лет, прежде чем села за написание текста. Спорить с этим не будем, но как факт констатируем: в отснятом материале это не заметно, как не старайся. Картина очень поверхностно рассматривает выбранную тему, не пытаясь раскрыть моральную сторону вопроса, забывая о причинно-следственных связях, путях решения конфликта и прочем. Скорее, это напоминает бесхитростную социальную агитку, которая сухо отображает реалии определенного государства. Учитывая то обстоятельство, что проституция – это проблема повсеместная, затея теряет всяческий смысл. Чего уж там, скажем прямо: не будь главная героиня откровенной дурой, все сюжетные перипетии сошли бы на нет.
Спасибо Господу, что я пропустил тот самый сеанс в кинотеатре «Жовтень».
Сергей Задко 1 ноября 2014