"Прекрасное изобилие": 8-9 день 8-го ОМКФ
8-й Одесский Международный кинофестиваль взял свой последний аккорд. «И когда казалось, что его и так порвет от восторга, оркестр перешел к кульминации…» Впечатления? Их и так было очень много – что же сказать, какими словами можно это описать сегодня, после двух финальных ярких дней?!
Вообще, киноман на этом фестивале оказался в положении эдакого «буриданова осла», что разрывался между равноценно привлекательно пахнущими охапками сена… Куда бежать, что смотреть, когда вокруг столько хороших разных фильмов, идущих параллельно, между которыми трудно, а, порой, и просто невозможно выбрать? Но выбирать все равно приходилось.
Знаете, что еще было бы неплохо сделать? Удлинить фестиваль еще на день-два. Чтобы после подведения итогов и награждения призеров еще раз показали эти главные, самые преуспевшие картины и шедевры. Тогда у зрителя был бы хоть какой-то благодатный шанс «накрыть все поле» и объять необъятное…
Судите сами. После всего того засилия классного кино в первую неделю кинофестиваля, казалось бы, зритель может несколько расслабиться и отдохнуть… Да куда там!!! В последние два дня одна за другой пошел ряд просто шикарных картин. Перечислим лишь некоторые:
«Моя счастливая семья» грузинского режиссера Наны Эквтимишвили – гран-при «Сандэнса», потрясающая лента, которая и здесь боролась за главный приз и почти победила в международной конкурсной программе… Почти, потому что был еще «Король бельгийцев» Петера Бросенса, который и снискал в итоге лавры первенства.
«Кроткая» Сергея Лозницы – золотая пальмовая ветвь Каннов, а представляла ленту легенда советского кино Лия Ахеджакова.
«След зверя» Агнешки Холланд – еще один сильный фильм, заявивший о себе на Берлинском фестивале и получивший «Золотого медведя». Лично приехала и много общалась со зрителем сама Агнешка Холланд, обсуждение было очень интересным. Она и Изабель Юппер получили на закрытии специальную премию кинофестиваля "Золотой Дюк" - за свой вклад в киноискусство.
Еще один лауреат Каннов, «Квадрат» Рубена Эстлунда, интеллектуальная драма о сотруднике музея, собрала вечерний мегааншлаг в «Фестивальном дворце» и, опять же, вердикт гласил – «одна из лучших картин на кинофестивале». Сколько их уже было, лучших, кто-нибудь считал?!
Так везут самых лучших и почетных лауреатов...
А еще шли повторные показы грядущего победителя национальной конкурсной программы «Диксилэнда» Романа Бондарчука (с живыми выступлениями участников орекстра!), «Тела и души», шедевра Кариусмяки «По ту сторону надежды», великолепный «Почетный гражданин», подлинно французский «Двуличный любовник» от Озона, ретро-показы «Призрака в доспехах» (старого, японского) и «Долгие проводы» Киры Муратовой… и тонкий, изящный фильм-закрытие кинофестиваля «Вечеринка» Салли Поттер. Вслед за этим были подведены итоги фестиваля.
"Боже, как я не хочу, чтобы это заканчивалось..." - "Дорогая, но уже через год будет новый ОМКФ, не плачь!"
Среди короткометражных лент совершенно заслуженно главный приз получил «Выпуск 97» молодого режиссера Павла Острикова. Вообще, к решению жюри в этот раз не придерешься – все почти полностью совпадает и с нашим виденьем, нашими впечатлениями. Даже «Свободного и легко» китайского режиссера Ген Цзюня не забыли отметить специальным призом!
С полным перечнем победителей во всех номинациях вы можете ознакомиться в статье «Фестивальная логика и космические сюрпризы» моего уважаемого киевского коллеги, живое знакомство с которым также стало одним из приятных впечатлений этого кинофестиваля. По-моему мнению – однозначно лучшего за несколько последних лет. Пусть не все идеально с национальной конкурсной программой, но в остальном налицо прогресс, развитие, эволюция кинофестиваля в целом. ОМКФ растет буквально на глазах! Новый размах, новые локации, новые персоны и события… Получен ценный опыт, который наверняка пригодится в дальнейшем.
Вкратце пообщавшись (хотел бы сказать «в кулуарах», но это была очередь на сеанс!) с некоторыми международными коллегами, гостями кинофестиваля, с удовлетворением услышал, что им в этом году тоже очень понравилось. «Great!»
Кстати, обозначившееся в этом году (впервые!) сотрудничество с «Зеленым театром» и киносетью «Синема сити» может стать залогом дальнейшего успешного развития Одесского кинофестиваля. В этом направлении прослеживается огромный потенциал и качественно новые возможности. Главное – не сглазить.
На этой дивно оптимистической ноте мы завершаем рассказ о 8-м Одесском международном кинофестивале. Однако, думается, его эхо еще долго будет звучать, как и воспоминания о чудесном кинопразднике забудутся нескоро, а многие фильмы, представленные на нем, мы скоро увидим в полноценном отечественном прокате. Тогда и будет повод еще поговорить. До новых киновстреч, хай щастить!