My name is Holmes
Sherlock Holmes. На данном этапе творчества Гая Ритчи особым новатором не назовешь, но в умении снимать бодрые и занимательные фильмы ему не откажешь. Таким был первый «Шерлок Холмс» этого режиссера, а к моменту съемок второй ленты франшизы (а в том, что это именно франшиза сомневаться не приходится) Ритчи вполне освоился с этим персонажем и определился с ключом его подачи. Что, к счастью, сказалось на качестве фильма в самом положительном смысле.
Безусловно, «Шерлок Холмс. Игра теней» не из разряда фильмов, которые подталкивают к длительным рефлексиям о смысле бытия, скорее он из числа тех, которые смотрятся увлекательнейшим образом при полностью отключенном участке мозга, за эту рефлексию отвечающим. Холмс в исполнении Роберта Дауни-младшего предстает в обличье эдакого Джеймса Бонда в новой трактовке, то есть в исполнении Дэниэла Крейга. С той лишь разницей, что он (Холмс) не обладает физическими кондициями последнего, сидит на странноватой диете из курева, коки (в смысле растения) и формальдегида, потребляемого наравне (а иногда и вместо) с алкогольными напитками. Его с лихорадочной скоростью мотает по всей Европе в поисках профессора Мориарти в компании с неразлучным доктором Ватсоном, который все более явственно предстает в роли «девушки Бонда». Некоторую долю гомоэротики добавляет в ленту и персонаж брата Шерлока – Майкрофта в исполнении блистательного Стивена Фрая – эстета, гея, литератора и политика (причем все эти характеристики в равной мере можно отнести как к самому Фраю, так и к его персонажу). Для того, чтобы понравится так сказать продвинутой части аудитории Ритчи демонстрирует свою насмотренность – то в облике Холмса проскакивают черты Джокера в исполнении Хита Леджера, то сцена в зимнем немецком лесу блещет той же эстетской чистотой и вымороченностью, что и начало «Меланхолии» Ларса фон Трира. Вот разве что вселенский размах поставленных перед Холмсом задач – спасение всего Старого Мира – несколько удручает своей попсовой американскостью. Да и определенная трусость Ритчи, не решившегося отказаться от традиционного хэппи-энда, тоже характеризует фильм и его автора не с лучшей стороны. Хотя, возможно, Ритчи просто учел опыт сэра Артура Конан-Дойла, который долго расхлебывал последствия убийства своего персонажа. Вот только чего было бояться Гаю Ритчи все же не понятно – ему персонаж Холмса еще явно не обрыд, да и третий фильм о легендарном сыщике практически наверняка прописан у него в контракте.