Шаткая конструкция
Режиссер Александр Кириенко, экранизируя книгу Александра Валентиновича Турчинова «Иллюзия страха», попытался скрыть под художественными тканями идеологический конструкт, заложенный в книге. Подобные операции удавались редко кому.
Преуспевающий бизнесмен Игорь Короб, владеющий суперсовременным бизнес-центром «Мегацентр» (пардон за тавтологию), становится объектом милицейского наезда и прочего правового беспредела. От потрясения ему то чудятся всяческие несуществующие люди, то сам себя он видит царем Соломоном, решившим построить капище Молоха за казенный счет. Под влиянием встретившихся ему в этот непростой период его жизни персонажей — иллюзорных и реальных — Короб должен был бы прийти к полному переосмыслению своих внутренних ценнностей и кардинальному изменению мировоззрения. Но, как свидетельствует финал, этого вроде бы не произошло. Среди упомянутых выше персонажей выделяются гнусный майор-милиционер (Алексей Горбунов) и доктор-психиатр Петровский (Алексей Петренко), попытавшийся через достаточно расхожие объяснения природы истинной свободы и страха, как главного врага первой, подтолкнуть несчастного Короба к идее Бога.
Отдадим должное генеральному продюсеру фильма, автору литературного первоисточника и соавтору сценария Александру Турчинову: он исключил из фильма завершающую треть собственной книги, представляющую собой проповедь в чистом виде. Отдадим должное режиссеру Александру Кириенко, искренне попытавшемуся переложить не ставшую более устойчивой от вышеописанной операции конструкцию на язык кино. Тем более отдадим должное привычно безупречной работе оператора Сергея Михальчука. Не забудем помянуть добрым словом и актеров (плюс к уже упомянутым назовем еще и Сергея Гармаша, и Александра Семчева, и Алену Бабенко), попытавшихся работать на привычном для себя профессиональном уровне, но вынужденных играть не живых людей, а знаки и схемы, эти попытки проваливших. Но...лишь в процентах 10-ти случаев попытки наростить художественные мускулы на жесткую идеологическую конструкцию завершаются успешно — ригидный скелет беспощадно рвет эти трепещущие покровы. И «Иллюзия страха» к этим 10-ти процентам не относится. И в этом случае возникает вопрос: почему вопреки заявлениям Государственной службы кинематографии при всех остальных равных условиях этот фильм не только считается «более украинским» (по сравнению, например, с «Таинственным островом» Владимира Тихого) и выпускается в широкий прокат, но также и выдвигается от Украины на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке»? Из-за фамилии генерального продюсера?
И, кстати, если в 2004-м было достаточно понятно, против кого выпускались критические стрелы книги «Иллюзия страха», то против кого направлено это оружие одноименного фильма в 2008-м?