Рождение классика
В современном кинематографе все реже и реже может посчастливится присутствовать при чуде — рождении классика. Именно это чудо вершится на глазах зрителей фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона», а имя классика — Дэвид Финчер.
Излагать здесь перипетии сюжета картины — бессмысленно: одни читали рассказ Френсиса Скотта Фитцджеральда, из которого позаимствован сюжет, другие — многочисленные анонсы. Но даже при наличии такого заковыристого сюжета менее талантливые люди смогли бы снять скучный и ничем не примечательный фильм, но, к счастью, все авторы — да, все - «Баттона» продемонстрировали невероятный талант. Блистательный сценарист Эрик Рот явно попытался превзойти свое достижение пятнадцатилетней давности («Форрест Гамп») и придумал трехуровневый сюжет: элегантная увертюра про слепого часовщика, сотворившего для вокзала в Сан-Франциско часы, идущие наоборот, совершенно естественным образом развивается в рассказ о и нелепой, и ничем не примечательной жизни Бенджамина Баттона, родившегося старичком и умершего младенцем и поддерживается эпизодами чтения дневника Баттона в госпитале, за стенами которого набирается сил ураган «Катрина». Многие сюжетные ходы, придуманные Ротом, и их реализация Финчером сами по себе стоят многих фильмов, вместе взятых. Работа оператора Клаудио Миранды превращает «Баттона» в идеальный фильм-картинку, многими кадрами которого можно любоваться как произведениями искусства. Атмосферическая музыка француза Александра Деспля порой просто растворяет в себе и героев, и действие. Наверное, стоило бы столь же похвально отозваться и о работе актеров, но здесь все не столь однозначно: во-первых, потому что весь фильм просто переполнен множеством самых колоритных персонажей, а посему сложно выделять одних на фоне других; во-вторых, если Тильда Суинтон в роли скучающей супруги английского представителя в Мурманске, которая через силу запивает икру водкой, или же Кейт Бланшетт в роли главной любви Баттона, демонстрируют собственный неисчерпаемый актерский потенциал, то Брэд Питт, исполнивший роль Баттона, скорее всего оказался в этой роли по воле режиссера, сумевшего использовать его достоинства и недостатки наилучшим для себя образом, что, впрочем, дало в результате одну из самых значительных ролей в биографии актера.
И еще один важнейший момент — Финчер снял поистине революционный фильм, впервые сделавший технологические цифровые финтифлюшки неотъемлемой частью языка кино, его магии.
К тому же «Баттон» - источник глубокой грусти, ибо с невероятной силой показал трагедию людей, лишенных неотъемлемой части жизни — возможности вместе постареть и умереть в один день, и бесконечных разочарований — ведь почему-то кажется, что главные «Оскары» обойдут его стороной, что, впрочем, будет наименьшим из них.