У каждого своя правда
Гюнтер Бахманн (Филип Сеймур Хоффман) выглядит так, словно очень устал. После провала операции в Бейруте опытного контрразведчика отправляют в Гамбург, за которым власти следят особенно пристально - именно здесь был спланирован терракт 11-го сентября. Когда в город нелегально прибывает бывший узник российских и турецких тюрем чеченец Исса Карпов (Григорий Добрыгин), его сразу же берут на крючок. Потенциальный террорист претендует на сумму с семью нулями - в местном банке для него ее оставил отец, которого Исса, что интересно, ненавидит всей душой. Бахманн подозревает, что деньги будут использованы не в благих целях, того же мнения и его американская коллега Марта Салливан (Робин Райт) - вот только методы у нее более жесткие. На защиту Карпова, самая не понимания в какую опасную игру ввязалась, становится адвокат Аннабель Рихтер (Рэйчел МакАдамс). Гюнтер, в свою очередь, считает, что через Иссу можно выйти на куда более крупную рыбу - арабского финансиста, который спонсирует боевиков.
О сюжете экранизации романа Джона Ле Карре (бывшего разведчика, к слову) не напишешь в двух словах - слишком много хитросплетений и подводных камней. Эта история бесконечная далека от похождений Джеймса Бонда и других киношных шпионов, чье времяпровождение сводится к стрельбе из пистолета, погонях на красивых авто и соблазнению красоток. "Самый опасный человек" показывает неприглядную изнанку - обычный день работника спецслужб, как правило, не предполагает шампанского и веселья. Скорее, стакан виски, чтобы привести в порядок нервы.
Антон Корбейн, по сути, творец имидже легендарных Depeche Mode и U2, все увереннее чувствует себя в режиссерском кресле. Впрочем, клипмейкерское прошлое дает о себе знать - едва ли не любой кадр фильма мог бы стать концептуальным видеорядом для музыкальных откровений. Вот Филип Сеймур Хофманн, закурив, садится за фортепиано. Вот Григорий Добрыгин запускает бумажные самолеты. Вот Рэйчел МакАдамс, сдерживая слезы, с крыши наблюдает панораму вечернего Гамбурга. Красиво. Блестяще. Но что за картинкой? Соответствует ли наполнение оболочке?
Стоит сразу приготовиться к тому, что смотреть "Самого опасного человека" временами очень непросто. Динамика отсутствует как таковая, медитативное действо может вогнать в сон, а крупные планы, демонстрирующие каждую морщинку на лицах героев - как заворожить, так и оттолкнуть. Корбейн работает неспешно, захватывая мельчайшие детали, позволяет созерцать и обдумывать. Благо пищи для размышлений достаточно.
В прокуренной реальности фильма нет места хорошим и плохим, героям и злодеям. Все хотят сделать мир чуточку лучше, вот только понимание того самого "лучше" у героев абсолютно разное. Компромиссам здесь места нет, у каждого своя правда, пусть иногда и приходится забыть, что у тебя есть совесть и достоинство. Или когда-то были - времена суровые, приходится играть по сложным правилам. Пешки, ферзи - все готовы пойти в расход.
При всем уважении к Джорджу Клуни, которого Корбайн снимал в "Американце", похоже только сейчас к голландскому постановщику пришло понимание того, что такое "актерское кино". Задвигая на задний план немецкую звезду Даниэля Брюля и не давая развернуться во всей красе великолепной Робин Райт, Антон дает карт-бланш Сеймуру Хоффману. Григорий Добрыгин убедительно несчастен, Рэйчел МакАдамс по-прежнему берет милым личиком, а не мастерством, ну а Хоффман... Тот даже курит эффектно.
Кончина актера, конечно, придала "Самому опасному человеку" оттенок трагизма, да и финальный кадр мог бы стать символическим прощанием с великим артистом. Но Филипа мы еще увидим в "Голодных играх", а его смерть - вовсе не единственный повод говорить об этой роли в восторженных тонах. Бахманн - в сущности, глубоко несчастный человек, который вынужден жить по волчьим законам, просто потому, что еще не окончательно не утратил нравственности. Однако уворачиваться от острых клыков царящего вокруг прагматизма с каждым днем становится все сложнее - тут или ты, или тебя. Так, в принципе, и с фильмом Корбайна – это, без сомнения, искусство, но рассчитанное на определенный сегмент зрителей. Шпионская история – это далеко не всегда боевик или триллер. Экзистенциальная драма о сломленных жизнью людях – как вариант.