Дочки-матери
"Под грустное мычание,
Под бодрое рычание,
Под дружеское ржание
Рождается на свет.
Большой секрет для маленькой,
Для маленькой такой компании,
Для скромной такой компании
Огромный такой секрет.
Ля-ля-ля-ля-ля.... "
С. и Т. Никитины
У двух молодых и симпатичных девушек, Клары и Элеоноры, есть маленький секрет: на самом деле, никакие они не молодые, да и девушки лишь отчасти, постольку поскольку... поскольку вампиры. Прячутся от своего Клана (который не принимает женщин в свои ряды), покусывают потихоньку людей, при этом Клаша (Джемма Артертон) подрабатывает проституцией, а Ленка (Сирша Ронан), ее дочь, играет на пианино и пишет дневник; за этими нехитрыми занятиями они коротают вечность. Все бы ничего, история как история, но зритель, который идет посмотреть на масштабный исторический фэнтази-триллер, да еще от маститого режиссера Нила Джордана (блестящий "Интервью с вампиром", позвольте напомнить) под гордым названием "Византия" может быть сильно разочарован. Ибо "Византия" - лишь название отеля и ничего больше, а эпического в картине не больше, чем в домашнем видео...
Странно, но поначалу все отнюдь не кажется плохим. По стилю фильм больше напоминает философскую притчу (как, собственно, и упомянутое "Интервью с вампиром"), нежели приключенческий экшин, и в этом есть свой цимус. Пока Джемма Артертон ("Принц Персии") завлекающе светит ляжками ("жрица любви", как никак), Сирша Ронан ("Гостья") обозначает собой тот самый философский элемент - ей совсем не по душе участь вампира, она тоскует, рефлексирует, и даже милостиво убивает лишь самых старых и немощных, рассказав им напоследок часть своей Истории. Им невольно помогает слабовольный Ноэль (Даниэл Мейс), приютивший их под кровом своей умершей матери. Зритель постепенно знакомится с героями и предысторией, и...
...И ничего. Потому что откровенная глупость происходящего на экране, чем дальше, тем больше захлестывает зрителя через все допустимые бортики доверия. Вампирши, особенно "дочка", треплется налево и направо о своей нелюдской сути (хотя крайне необходимо беречься, ведь Клан идет по следам!), пишет об этом школьные сочинения (вроде "Как я провел лето в гробу") и ударяется в маловразумительные метания (рассказать - не рассказать, укусить - не укусить). По ней явно плачет "Клуб анонимных вампиров". А самое главное - ну какие же это вампиры?! В зеркале отражаются, кровь любят, но с ленцой, на дневной свет и обязательный долгий сон им начхать, как и на другие ветхозаветные каноны. Да на этом фоне "Сумерки" - просто прямое продолжение "Дракулы" Брэма Стокера! Апофеозом "вампиристости" этой псевдосаги становится некий остров, на котором водопады, очевидно, еще в Пэйнт браше, окрашены в ярко красный цвет. Ну и ну!
Остается развести руками: непонятно на кого вообще рассчитано это "произведение искусства". Любовная линия выражена слабовато, скажем прямо, "философия" - крайне сомнительно, действие лишено динамики и местами просто провисает. Юмора нет вообще. Драматическая завязка также не впечатляет. Да что там говорить - нудновато! Сюжет особо не удивляет и ход событий вполне предсказуем. Даже образы персонажей не слишком яркие и удачные. Запомнился разве что здоровенный такой вампирюга, похожий на Николая Валуева... Обидно не только за громкое и влекущее название (обернувшееся слабенькой малобюджеткой), но и за Нила Джордана персонально. Его "возвращение к истокам" оказалось не то, чтобы очень...
Больше всего это напоминает попытку малость подзаработать: на модной ныне теме "вампиризма", на имени режиссера, на громком названии - все это вместе призвано привлечь зрителя и с лихвой окупить скромные 8-миллионные вложения.
Впрочем, при всем сказанном выше, надо сказать, что "Византия" - это не полный провал, а фильм средней руки, который при желании и интересе к теме - в принципе, можно посмотреть. В позитиве остаются кожаные штанишки в обтяжку симпатяшки Артертон, какие-то другие отдельные фрагменты Дже... то есть, действа, плавно окутывающая атмосфера (главное не зевать). Но... не завышайте планку ожиданий.