В ногу со временем
Спустя 20 лет после катастрофы, которая произошла на острове Нублар, Парк Юрского периода снова работает - он заново построен на деньги бизнесмена Симона Масрани (Ирфан Кхан), а руководит всем расчетливая бизнес-вумен Клэр Дэринг (Брайс Даллас Ховард). Посетителей полно, но, чтобы поддерживать интерес, необходимо постоянно удивлять публику. Именно с этой целью в лаборатории Парка выведен гибрид Indominus Rex. В числе прибывших посмотреть на нового динозавра оказываются племянники Клэр, но монстр, движимый жаждой крови, вырывается на свободу - остановить кровожадное чудовище вызывается бывший морпех Оуэн Грэйди (Крис Пратт).
В середине 90-х, когда рынок VHS процветал, а видеопроигрыватель был обязательным атрибутом прогрессивной семьи, "Парк Юрского периода" Стивена Спилберга стал настоящим откровением для жителей постсоветского пространства. Конечно, все прелести фильма на экране телевизора было разглядеть невозможно, однако ценители кинематографа понимали, что имеют дело с чем-то революционным. Фильм стал настоящим прорывом в мире спецэффектов и даже сейчас, когда блокбастеры потрясающей красоты поставлены едва ли не на конвейер, выглядит более чем достойно.
Сиквелам, без которых обойтись, конечно же, не могло, до установленной планки дотянуться не удалось, и проект отложили в долгий ящик. Как оказалось не зря - за два десятка лет технологии достигли таких вершин, что воплотить в жизнь можно самые смелые задумки. Создатели "Мира Юрского периода" - четвертого фильма франшизы, который вполне можно воспринимать как ребут - впрочем, инноваторами не выступают. Они идут по проторенной дороге оригинала, лишь делая скидку на то, что времена изменились.
Работа малоизвестного постановщика Колина Треворроу - типичный летний блокбастер, который с поставленной перед ним задачей справляется на все сто. 150 миллионов бюджета на этот раз ушли по назначению - все на виду. Зрители в восторге, деньги в кассы кинотеатров будут литься рекой, одной картиной, скорее всего, дело не ограничится. Другое дело, что культовый статус "Мир", в отличие от "Парка", едва ли заработает - зрелище вышло яркое, но вполне себе одноразовое. Чтобы выделиться на фоне десятков конкурентов, сейчас недостаточно одной лишь эффектной картинки, а "Мир Юрского периода" ничем другим похвастаться не может.
Говорить об актерских работах даже как-то неудобно. Конечно, присутствуют и обязательная мораль, и романтическая линия, и назидательные нотки, но герои выходят вспомогательными элементами аттракциона, на котором бал правят доисторические ящеры. И умирающему диплодоку (или это был бронтозавр?) сочувствуешь куда больше, чем безликому человеческому персонажу, попавшему в пасть разбушевавшемуся монстру. Образы банальны и предсказуемы: Пратт в роли протагониста дает, по сути, все того же Питера Квилла, Ховард превращается из карьеристки в бой-бабу, которой все-таки не чужды семейные ценности, тинэйджер и ребенок присутствуют в кадре, потому что юная аудитория должна с кем-то себя отождествлять. Не самый оригинальный персонаж и у Винсента Д'Онофрио, но актер настолько харизматичен, что даже в узких рамках выдает перфоманс - хотя, возможно, Винс просто слишком сильно впечатлил нас в "Сорвиголове", и последствия ощущаются до сих пор. Омар Си и Ирфан Кхан каши не портят хотя и очевидно, что приглашение зарубежных звезд - всего лишь ловкий маркетинговый ход.
Впрочем, "Мир Юрского периода" ведь и относится к той части киноиндустрии, которая выпускает продукт, во главу угла ставящий как раз коммерческий успех. Формула достаточно проста: больше, громче, ярче. И с этим все в порядке: не Годзилла, конечно, однако главный монстр выглядит вполне внушительно и ревет соответствующе. При этом, несмотря на рейтинг PG-13, жертв хватает - пусть и без кровавых подробностей. Треворроу удалось избежать инфантильности, которую могло спровоцировать наличие в сюжете ребенка - пугают здесь не только самых маленьких, временами становится жутко и тем, кто постарше.
Стоит признать, что попытка вдохнуть новую жизнь в классический материал, удалась. "Мир" элегантно расшаркивается перед своим предшественником, давая зрителю немало поводов для ностальгии, но идет в ногу со временем. Возможно, он и затеряется на фоне масштабной атаки кинокомиксов Marvel и DC, но почва плодотворная - напомнить о себе возможность еще будет.