"Делай деньги, делай деньги - остальное все дребе-бе-день?!.." (с)
"Я хочу мои деньги", - говорит он, и это все, что он говорит. - "Я хочу мои деньги, я хочу мои деньги". Вам это не напоминает любого из нас?"
Стивен Кинг "Темная половина"
Все в этой жизни покупается и продается, при этом сама жизнь - самый ценный и дорогой "товар". Вы с этим согласны, уважаемый зритель?.. "А говорил - романтик..." (с)
Извечный спор на тему "физики и лирики" как никогда остро показан на примере одного человека в фильме испанского режиссера Алекса ла Иглесиа "Последняя искра человека". У Роберто (Хосе Мота) - замечательная жена (Сальма Хайек), дети, уютная и комфортная семейная жизнь. Но при этом он - безработный пиарщик, который утратил былую хватку и сноровку, и теперь его не берут на работу даже прежние друзья, знавшие его в лучшие дни. Он - неудачник, карьера которого покатилась под откос, и ничто не в силах остановить это падение. Он - нереализовавший себя человек, мучимый комплексами и осознанием безысходности своего положения. Ибо, в самом деле, как еще в этом меркантильном мире можно реализовать себя и чувствовать Человеком, кроме как зарабатывать - деньги, деньги, Деньги?..
Только у самых счастливых из нас никогда не было проблем с работой. Только самые избалованные любимчики фортуны не знали дней, когда ничего не получается и все валится из рук... Поэтому мы хорошо понимаем Роберто, когда ему в очередной раз дают от ворот поворот, причем там, где, казалось, нельзя было ждать отказа... При этом его обматерил бомж, строитель окатил водой, а бумаги разнеслись по ветру. Что остается сделать? Кто сказал "повеситься"?.. Нет, просто врубить музычку погромче и поехать как-то развеяться, сосредоточиться на хорошем. Ведь у него хорошая семья и, в целом, ничего не потеряно. Но на этом плохой день еще не закончился. Он едет в отель, где у них прошел медовый месяц с женой, чтобы заказать номер, но того уже нет: на месте отеля, оказывается, откопали древний музей-амфитеатр, как раз должно состояться открытие. Наш герой случайно забредает в опасную зону, пугается охранника и... падает со стропил. Нет, он жив, может говорить и двигаться, но... в его голове застрял здоровенный железный прут - и никто не дает гарантию, что он выживет. Теперь он нетранспортабелен, малейшее движение способно принести вред, а вокруг него, его жизни и смерти, начинают разыгрываться, поистине, "древнеримские" страсти, под стать месту трагедии...
Ибо что есть человеческая жизнь? В особенности, жизнь одного человека? Ничто, песчинка в океане вечности, говорят философы. "Товар", - говорят прагматики. "Бесценна!" - говорят романтики и мечтатели, к которым не относится сам Роберто. Он не смог как следует заработать и обеспечить семью за всю свою жизнь, но теперь, в этот страшный миг его всеобщей "славы" и известности, он стремится наверстать упущенное... А люди вокруг ведут себя, как и обычно: кто-то стремится поглазеть на зрелище, кто-то отстаивает свои интересы и на все прочее им плевать, кто-то зарабатывает на импровизированном "шоу", цена которого - жизнь Роберто, а кто-то действительно сочувствует и старается помочь... Ведь люди все - разные, хотя в массе и могут казаться одинаковыми... И так было во все времена.
"Последняя искра жизни" - испано-французская трагикомедия о человеческой жизни и ее стоимости. Картина серьезная, немного мрачноватая, но не лишенная ни живости, ни той самой "искры". Картина, задевающая душу и задающая вопросы. При этом, несмотря на долю комедии, она отнюдь не является фарсом. Иглесиа не стремится просто поиздеваться над обществом и "власть имущими", для которых денежные вопросы затмевают все остальные. Наиболее спорная фигура - самого Роберто, который, такое ощущение, в ситуации, когда инстинкт сохранения должен, обязан работать, нарочито превращается в "торгаша" самим собой... Но при этом тот же агент хотя и стремиться продать интервью подороже, но открыто говорит, когда ему предлагают сумасшедшие деньги за гарантированную смерть Роберто. Директор музея черства, но лишена подлости и низменности. Телевизионщики алчны, но при этом способны и на человечность, во всяком случае, некоторые из них. Даже мэр - знаете, в наших городах бывают куда похуже, Вам ли не знать... То есть, люди в этой картине не намеренно карикатурны, как это бывает в трагикомедиях, а вполне жизненны.
Отличный фильм, который не грех посмотреть каждому, кто еще окончательно не "опопсел" на "голливудщине". Потому что трагично, но не слезливо. Мрачно, но не безнадежно. Заставляет тревожиться, но не вдавливает в землю. О человеческой душе и морали, но без патетики через край. И при этом совсем нескучно, почти без единой нотки фальши, которая способна отпугнуть зрителя. Отметим и отличную игру актеров, особняком стоит Сальма Хайек - как же она хороша (во всех смыслах) и натуралистична!
Лента, что заставляет задуматься - главный итог просмотра "Последней искры".
В общем, рубрика "хорошее кино", без сомнения, пополнилась. А уж смотреть картину на большом экране или в качестве дома - это уже индивидуальный выбор каждого, в зависимости от бюджета и требований к "картинке".