«Последняя искра жизни» давала повод предположить, что ее автор – буйный испанец (точнее – баск) Алекс де ла Иглесиа – несколько успокоился и решил малость сменить творческий регистр. Как оказалось в последствии, это была лишь передышка перед бурей под именем «Ведьмы из Сугаррамурди».
Уже на стартовых титрах режиссер задает степень неполиткорректности ленты – изображения средневековых ведьм сменяют портреты более современных чаровниц вроде Марлен Дитрих или же Греты Гарбо, а затем приходит черед и Маргарет Тетчер и Ангелы Меркель. Видно, что де ла Иглесиа с трудом сдерживается, чтобы не заговорить в открытую, а не политическими и экономическими параболами. Но дальше – больше: на одной из центральных площадей Мадрида под причитания религиозных фанатиков происходит ограбление крупного ломбарда с участием Ииисуса Христа, пластикового солдата, Губки Боба, и мышки Минни и десятилетнего мальчика. В какой-то момент стройный вроде бы план рушится и в ходе погони Иисус, солдат и мальчик оказываются в такси, которое и привезет их в конце концов в упомянутый в названии городок Сугаррамурди.
Столь ураганный старт сразу же наталкивает на мысль о том, как де ла Иглесиа сумеет выдержать подобный ритм. А он и не собирался – или не сумел. Так что зрителя ждут долгие беседы на темы брака и отношения полов, которые кое-кому могут показаться несколько затянутыми. И эти кое-кто будут, наверное, правы. Но стоит дождаться финала, который убедительно покажет, что режиссер находится в отличной форме. По крайней мере, в его понимании. И представлении его фанатов. «Ведьмы» переполнены красочно-мрачными персонажами в духе «Семейки Адамс» или же «Франкенштейна» Мэла Брукса, которые в своих поступках порой переступают грань дозволенного – так, повторимся, может показаться кое-кому. Но в этом случае эти кое-кто будут все же неправы: за кажущейся аморальностью и вседозволенностью скрывается редкое умение авторы «Ведьм» манипулировать не только аллюзиями на реалии современного мира, но и культурными кодами более общего характера.
Конечно, «Ведьмы из Сугаррамурди» не идеальны: сценарию порой не хватает оригинальности, да и сам фильм мог бы быть минут на 15-20 короче. Но в любом случае, как это бывало с фильмами де ла Иглесиа в прошлом, «Ведьмы из Сугаррамурди» - этот b-movie снятый с бюджетом фильма класса А (по европейским меркам) – разделит зрителей: фанаты режиссера будут его обожать, а противники продолжат ненавидеть его автора.