Ну все, пока
2029-й год. Росомаха (Хью Джекман) постарел, регенерирует не так быстро, как раньше, много пьет, водит лимузин на заказ и просит называть его Джеймс Хоулетт. В мире почти не осталось мутантов: среди выживших Профессор Икс (Патрик Стюарт), страдающий от провалов в памяти и приступов, которые способны заметно сократить население страны. Логан присматривает за стариком, пряча его от мира, и мечтает купить яхту, чтобы отправиться в долгое плавание, подальше от людей. Но в его планы вносит сумятицу появление маленькой Лоры (Дафна Кин) и преследующих ее агентов влиятельной корпорации. Девочка оказывается мутантом, и у нее очень много общего с Росомахой.
Хью Джекман не скрывал, что "Логан" станет для него последним фильмом о Росомахе. Актер впервые пример на себя образ одного из самых популярных Людей Икс в 2000-м году, появился в шести фильмах франшизы (пусть в двух всего лишь в камео) и двух сольниках сомнительного качества. Впрочем, режиссер "Росомахи: Бессмертного" Джеймс Мэнголд обещал сделать работу над ошибками и попрощаться с героем как следует. Да и сам Джекман не раз подчеркивал, что "Логан" будет другим, и называл его очень личным кино.
Ассоциации напрашиваются: Логан устал быть героем ровно так же, как Джекман утомился от роли Росомахи. Пока неясно, что ждет когтистого мутанта: уход на покой или перезапуск, но точка в его отношениях с Хью поставлена более чем эффектная. При этом, "Логан" - не панихида по сверхчеловеку, в очередной раз спасающему мир. Это расставание со стариком, который гнется под тяжестью прожитых лет и лелеет одну мечту: чтобы все поскорее закончилось. Отсюда и название: никакого Росомахи. Никаких прозвищ и дурацких костюмов.
Мэнголд спускает с цепи зверя, которому нечего терять и одновременно находит для него смысли жизни. Ирония в том, что в любом случае пробивать себе дорогу приходится сквозь горы трупов. Уже в первой сцене "Логан" предлагает зрителю полюбоваться на отрубленную руку, и это задает тон истории. В разные стороны летят конечности и головы, крови на экране быстро становится куда больше, чем алкоголя, который вливает в себя Логан, а слова "пощада" в лексиконе героев не существует. Лоре в этом отношении вообще легко - она почти не говорит, но в своей ярости дает фору старшему товарищу. Ребенок, который кромсает людей - это страшно, но Дафне Кин, в то же время, удается быть очень милой девочкой в розовых солнцезащитных очках. "Логан" построен на контрастах, он постоянно напоминает, что черное и белое идут рядом, что жизнь и смерть - части одного целого.
Это роад-муви, вестерн, даже семейная комедия, но, с другой стороны, безжалостная мясорубка, числу жертв которой позавидовал бы второй "Джон Уик". Такой жестокости мир Людей Икс еще не видел, но ни одна из его историй не была настолько душевной. В "Логане" нет искусственности и фальши, здешняя драма искусно держится на недомолвках, намеках и многозначительных взглядах, а Мэнголд уверенно показывает, что такие разноплановые фильмы как "Прерванная жизнь", "Кейт и Лео" и "Поезд на Юму" он снял не потому, что не может определиться с жанром и пытается найти себя. "Логаном" режиссер демонстрирует, что попросту умеет очень многое.
Откровением в экранизациях комиксов "Логан" не станет - Кристофер Нолан давно все сделал. Но для вселенной Людей Икс это действительно событие, которое позволяет заметно разнообразить франшизу. Понятное дело, многое (если не все) в фильме Мэнголда решает харизма героя, но дело не столько в персонажах. "Логан" находится на абсолютно другой территории, чем его предшественники. Несмотря на кровавое месиво и зубодробительный экшн, это авторское, напрочь лишенное пафоса и очень интимное кино о простых людях и простых желаниях. Кто-то хочет выжить, кто-то умереть, кто-то спастись от одиночества. И не суть важно, берут тебя пули или нет.