Дно изнанки
Британец Кевин Макдональд давно тяготеет кино разоблачительно-политического толка и имя сделал себе именно на фильмах вроде «Последнего короля Шотландии» или же «Игр власти». В «Мавританце» он обращает свой взор (и весьма пристальный и критический) но вопрос (точнее, целую гору вопросов) лагеря Гуантанамо, где содержали подозреваемых в терроризме после печальных событий начала сентября 2011 года в Нью-Йорке.
Мохамаду Слахи (это, как и все остальные имена главных персонажей в ленте – настоящее) в исполнении француза Тахара Рахима приезжает в родную Мавританию на свадьбу своего родственника из Германии, где он учился, и в тот же вечер не чоень вежливые местные полицейские просят его проехать с ними. В результате Мохамаду оказывается сначала на какой-то военной базе, затем – в Афганистане, а в конце концов – на Кубе, на печально известной американской базе в заливе Гуантанамо. Его отсутствие продлится многие годы. И в их течении ему придется испытать многое – и все это многое будет самого ужасающего толка. На каком-то этапе на сцене появляется адвокатесса из Альбукерке Нэнси Холландер (Джоди Фостер), которая вопреки здравому смыслу (кто же станет тягаться с самим американским правительством!) возьмется защищать Мохамаду. Ей придётся преодолевать сопротивление гигантской бюрократической машины при двух президентах (Буше-младшем и Бараке Обаме), ненависть соотечественников и противодействие военного прокурора (Бенедикт Камбербетч), которому дано прямое указание довести дело Мохамаду до смертельного приговора. Правда, делать ей это не впервой – в начале своей карьеры она боролась против войны во Вьетнаме. Но даже эта закаленная в юридических боях дама даже не может подозревать, что же ждет ее и ее подопечного…
Вряд ли «Мавританец» Макдогальда привлечет зрителя своими художественными качествами и эстетическими изысками, хотя в жёстком профессионализме режиссеру не откажешь. Да и сам он, практически наверняка, делал ставку не на это, а на контент (простите меня за мой французский) – американское государство предстает в «Мавританце» в весьма неприглядном свете: мало того, что сам лагерь в Гуантанамо явно выходит за рамки закона, так и все его узники содержались там без предъявления каких-либо обвинений – и содержались годами (как следует из финальных титров, дела только 8-ми из 779 заключенных дошли до суда, и 3 приговора были обжалованы). И судя по-всему – история эта еще не закончена. А почему – смотрите в кино или читайте в книге «Дневники Гуантанамо» Мохамаду Слахи.