Прекрасный и жестокий.
Искусство моды стало одной из неотъемлемых граней современного общества - вроде как знакомой через глянцевые журналы, но одновременно – манящей и неизвестной. Этому миру посвящено немало кинофильмов и в самом искусстве грез – кинематографе, который обращался как к легкому его изображению, в таких фильмах как «Забавная мордашка» Стенли Донена, до серьезного и трагического среза, как в работе Андрея Кончаловского «Глянец». И вот, уже в этом году, мир подиума вдохновил датского режиссера Мадса Маттисена снять фильм «Топ-модель» о совершенно загадочной для большинства обитателей жизни, которая издали кажется манящей и удивительной…
Сюжет фильма обращается к девушке Эмме, которая, получив приглашение, переезжает из Дании в Париж, и там знакомиться с успешным фотографом, Шейном Уайтом, в которого влюбляется. Собственно, история фильма – это история «haute couture» в неком бытовом приблежении, без яркого блеска, но вместе с тем – история, рассказанная о рядовых его участниках. История о той части жизни – которая требует от себя полной и безоговорочной отдачи, и часто – выбора. Авторам удалось достаточно интересно переплести два мира – яркого мира мода и повседневного – не добавляя особой «воды» в экранное действо.
Режиссер не предлагают зрителю какого-то особенно галопирующего темпа повествования, скорее он наоборот именно больше будничный, чем бравурный, больше бытовой, чем происходящий на подиуме. Персонажи проработаны довольно таки-детально, это история трансформации человека– от поглощенной иллюзиями девушки, - до умудренной переживаниями женщины.
Операторская работа хороша, ритм ленты выглядит единым целым с сюжетом. Возможно, тот факт что исполнительница главной роли Мария Палм сама дебютировала в мире кино в «Топ-модели», придя туда из мира моды (а сотрудничала она с Elle и Harper's Bazaar), добавил ее образу некоторой естественности и документальности. А вот Эда Скрейна, исполнившего роль фотографа, трудно назвать новичком в кинематографе – если вспомнить новую инкарнацию культового «Перевозчика», где он сыграл главную роль. Отдельно и интересно обратить на декорации – они также позволяют раскрыть две грани жизни людей, отдавших себя моде…
Итак, как общий итог. «Топ-модель», это достаточно интересный экскурс в жестокий мир моды, не лишенный все-таки некого лиризма, снятый интересно, без лишнего пафоса, и – заслуживающий внимания зрителя. Скажем так – это некое обращение к классическим мотивам столкновения иллюзий и реальности, истории драмы, которая будет происходить вечно…